Как ранее писала «Судебно-юридическая газета» в материале «Будет ли новое квалификационное оценивание судей: подводные камни законопроекта № 5068», не исключено, что в рамках судебной реформы и на волне принятия законопроектов о возобновлении работы ВККС и проверки добропорядочности Высшего совета правосудия (3711-д и 5068) может появиться законодательная инициатива, касающаяся квалификационного оценивания.
16 июля, после принятия Радой законопроектов о судебной реформе, в парламенте был зарегистрирован законопроект 5794 о внесении изменений в Закон «О судоустройстве и статусе судей» относительно устранения пробелов законодательства в процедуре квалификационного оценивания судей, автором которого выступает член Комитета Верховной Рады по вопросам правовой политики, народный депутат Украины от фракции «Слуга народа» Роман Бабий.
Так, законопроектом расширяются полномочия ВККС, ей предоставляется право внести представление Высшему совету правосудия о временном отстранении от правосудия судьи, назначенного на должность судьи в порядке, определенном п. 17 Заключительных и переходных положений Закона «О судоустройстве и статусе судей», в случае неявки судьи без уважительной причины для прохождения оценивания соответствия занимаемой должности.
П. 17, напомним, регулирует вопрос назначения судей-«пятилеток», т. е. судей, у которых в свое время истек 5-летний срок назначения на должность судьи. Напомним, что в феврале 2020 года КСУ признал конституционным положение закона о конкурсе для судей-«пятилеток».
То есть в случае неявки такого судьи на оценивание ВККС может требовать от ВСП отстранить судью от должности. И в случае отстранения для судьи сразу наступят материальные последствия, о которых речь пойдет ниже.
Далее предусматривается, что решение ВККС о несоответствии судьи занимаемой должности является основанием для отстранения судьи от правосудия.
Решение же Высшего совета правосудия об отказе в удовлетворении рекомендации ВККС об увольнении судьи на основании подпункта 4 пункта 16-1 раздела XV «Переходные положения» Конституции Украины и отсутствие решения коллегии ВККС о соответствии судьи занимаемой должности является основанием для проведения повторного оценивания соответствия судьи занимаемой должности. Повторное оценивание проводится с этапа, признанного неудовлетворительным при предварительном оценивании.
Напомним, что согласно подпункту 4: «Відповідність займаній посаді судді, якого призначено на посаду строком на п’ять років або обрано суддею безстроково до набрання чинності Законом України "Про внесення змін до Конституції України (щодо правосуддя)", має бути оцінена в порядку, визначеному законом. Виявлення за результатами такого оцінювання невідповідності судді займаній посаді за критеріями компетентності, професійної етики або доброчесності чи відмова судді від такого оцінювання є підставою для звільнення судді з посади. Порядок та вичерпні підстави оскарження рішення про звільнення судді за результатами оцінювання встановлюються законом».
Также предусмотрено, что базовый размер должностного оклада судьи, временно отстраненного от правосудия, составляет 5 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц, размер которого установлен на 1 января календарного года. То есть 10,5 тыс. грн по состоянию на 2021 год.
В Законе о ВСП прописывается, что со дня принятия ВККС решения о несоответствии судьи занимаемой должности судья считается временно отстраненным от правосудия без принятия Высшим советом правосудия отдельного решения.
В таком случае временное отстранение судьи от правосудия прекращается со дня принятия ВККС решения о соответствии судьи занимаемой должности или со дня увольнения судьи с должности – без принятия Высшим советом правосудия отдельного решения о прекращении временного отстранения судьи от правосудия.
Переходные положения законопроекта предусматривают, что со дня вступления в силу его как закона судьи, которые отправляют правосудие, по которым на дату вступления в силу нового закона коллегией ВККС принято решение о несоответствии судьи занимаемой должности, являются временно отстраненными от правосудия без принятия Высшим советом правосудия отдельного решения.
Также предусмотрено, что Высший совет правосудия без рекомендации Высшей квалификационной комиссии Украины в порядке, определенном Регламентом Высшего совета правосудия, решает вопрос:
Высшая квалификационная комиссия судей Украины в течение трех месяцев с даты формирования нового состава принимает решение о проведении повторного оценивания соответствия занимаемой должности судей, по которым Высшим советом правосудия принято решение об отказе в удовлетворении рекомендации ВККС об увольнении на основании подпункта 4 пункта 16-1 раздела XV «Переходные положения» Конституции в связи с несоответствием занимаемой должности и отсутствует решение коллегии ВККС о соответствии судьи занимаемой должности.
Почему необходим данный закон
Автор поясняет необходимость принятия данного закона следующим.
Уже более года ВККС как орган, который на постоянной основе действует в системе правосудия Украины, фактически не функционирует.
Статьей 92 Закона «О судоустройстве и статусе судей» определено, что только ВККС уполномочена вносить в Высший совет правосудия рекомендацию о назначении кандидата на должность судьи.
В результате в течение длительного времени судейский корпус не пополняется новыми кадрами, квалификационное оценивание не проводится, а начатые в свое время процедуры квалифоценивания остаются незавершенными. Даже формирование нового состава ВККС не позволит оперативно решить проблему, поскольку за годы фактически вынужденного бездействия этого органа накопилось большое количество неотложных вопросов, требующих скорейшего разрешения.
Так, остается не решенным вопрос по 251 судье, в отношении которых ВККС был или объявлен перерыв в оценивании или оно отложено на другое время (например, в связи с болезнью судьи), или в связи с невозможностью сформировать коллегию для проведения собеседования с судьей.
Такая ситуация порождает затягивание рассмотрения дел, нарушения прав граждан на доступ к правосудию.
«В то же время существуют случаи, когда судьи, в отношении которых ВККС принято решение о несоответствии занимаемой должности, продолжают отправлять правосудие, что, в свою очередь, может ставить под сомнение принятые ими судебные решения. То есть, действующее законодательство создает ситуацию, при которой судьи, признанные не соответствующими занимаемой должности, осуществляют правосудие, что не способствует авторитету судебной ветви власти», - отмечает Роман Бабий.
Поэтому данным законопроектом предлагается предусмотреть автоматическое (на основании нормы закона) отстранение судей, в отношении которых ВККС принято решение о несоответствии судьи занимаемой должности.
Также отсутствует правовое поле для судей апелляционных судов, которые проходили квалификационное оценивание по старой процедуре и по результатам прохождения были временно отстранены ВККС до прохождения повторного оценивания. Такое повторное оценивание пройдено по новой процедуре, есть решение коллегии ВККС, однако в результате изменения законодательства к компетенции ВККС не отнесено решение вопроса отстранения или его прекращения.
Кроме того, последствий принятия Высшим советом правосудия решения об отказе в удовлетворении рекомендации ВККС об увольнении судьи на основании подпункта 4 пункта 16-1 раздела XV «Переходные положения» законодательство не содержит. В связи с приведенным, законопроектом также предлагается урегулировать ситуацию с судьями, по которым ВККС было принято решение о несоответствии судьи занимаемой должности, в то время как ВСП было отказано в удовлетворении рекомендации ВККС об увольнении.
Таким образом, законопроектом предлагается:
1) предоставить право ВСП без рекомендации ВККС решать вопрос перевода судьи апелляционного суда из ликвидированного суда до прохождения квалификационного оценивания;
2) предусмотреть автоматическое (в силу закона и без принятия Высшим советом правосудия отдельного решения) временное отстранение судей, в отношении которых имеется решение о несоответствии судьи занимаемой должности до дня принятия ВККС решения о соответствии судьи занимаемой должности или до дня увольнения судьи с должности.
3) предусмотреть, что решение ВСП об отказе в удовлетворении рекомендации ВККС об увольнении судьи на основании подпункта 4 пункта 16-1 раздела XV «Переходные положения» Конституции Украины является основанием для проведения повторного оценивания соответствия судьи занимаемой должности.
4) установить, что базовый размер должностного оклада судьи, который временно отстранен от правосудия, составляет 5 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц, размер которого установлен на 1 января календарного года.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и на Twitter, чтобы быть в курсе самых важных событий.