Наталья Мамченко,
«Судебно-юридическая газета»
Со вступлением в силу новой редакции Закона «О судоустройстве и статусе судей» изменится количество судов и судей. Для того, чтобы правильно провести оптимизацию судебной системы, необходимо понимать, среди прочего, какая нагрузка приходится на конкретный суд.
Впрочем, о выработке методики определения нагрузки говорят уже несколько десятилетий.
9 июня 2016 года Совет судей Украины сделал очередной шаг в этом направлении, одобрив отчет «Основные методологические подходы и результаты исследования по определению коэффициентов нагрузки на судей и сложности дел специализированных судов и судов апелляционной инстанции». В приложениях к этому отчету определены показатели средних затрат времени на рассмотрение разных категорий споров и коэффициент сложности дел. Совет судей рекомендовал Государственной судебной администрации применять их при принятии управленческих решений, в частности, при формировании бюджетных запросов.
Исследование по определению численности судей, необходимой для обработки дел и сбалансированности нагрузки, проводилось Советом судей совместно с Государственной судебной администрацией при поддержке иностранного проекта. Частью этого исследования было проведение опроса судей о затратах времени на рассмотрение типичных дел по категориям и расчет на их основании коэффициентов нагрузки.
В таблице-приложении к отчету указано, сколько времени и на что будут использовать судьи при рассмотрении определенных дел. Первая колонка — среднее количество времени в минутах и часах, которое судья тратит на рассмотрение дела. Вторая — коэффициент нагрузки, который рассчитывается в соответствии с соотношением той или иной категории дел к условной средней по отношению ко всем другим категориям дел. К примеру, как отметили авторы отчета, умышленное убийство имеет коэффициент 5,31, а «среднестатистическое» дело — 1. При этом речь идет исключительно о времени, которое судья тратит в судебном заседании.
Что касается местных административных судов, то наибольшую сложность, по мнению экспертов, представляют дела по спорам, вытекающим из отношений публичной службы (на них требуется 11 часов), спорам, касающимся обеспечения стабильного развития населенных пунктов и землепользования, в частности, в сфере градостроительства, планирования и застройки территорий, архитектурной деятельности (десять часов), а также дела об администрировании НДС (кроме бюджетного возмещения НДС) — также десять часов. Наименее затратными являются дела по обращениям органов доходов и сборов относительно прекращения юрлица или ФОП — на них выделяются два часа. На дела по спорам относительно реализации публичной политики в сфере труда, занятости населения и соцзащиты граждан и спорам в сфере публичной жилищной политики, в частности, относительно сбора и учета единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхования выделено пять часов.
Для хозяйственных судов наиболее затратными, с точки зрения отдельных судей, являются дела, касающиеся защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, на которые выделены десять часов, и дела о банкротстве — от восьми до десяти часов (подробнее см. таблицы).
О том, как были рассчитаны показатели и какие коэффициенты нагрузки установлены, читайте в статье «Временные рамки для судей».