Судебную систему ожидают кардинальные перемены. Так, недавно в парламенте был зарегистрирован законопроект №4180. «Судебно-юридическая газета» провела анализ основных его положений.
Так, в ч. 2 ст. 86 предусмотрено, что решение Высшей квалификационной комиссии судей, принятое по результатам проведения квалификационного оценивания, может быть обжаловано только по следующим основаниям:
1) состав членов Высшей квалификационной комиссии судей, который провел квалификационное оценивание, не имел полномочий его проводить;
2) решение не подписано кем-либо из состава членов ВККС, который проводил квалификационное тестирование;
3) судья (кандидат на должность судьи) не был должным образом уведомлен о проведении квалификационного тестирования…
Значит, выводам ВККС относительно профессиональной карьеры судьи авторы проекта также предлагают предоставить статус окончательных, ведь принятые Комиссией решения подлежат судебному обжалованию только в части соблюдения процедур, а не сути сделанных выводов. Ограничение оснований обжалования решений, действий или бездеятельности субъектов властных полномочий, которыми являются ВККС и ВСЮ, нарушает конституционное право на обращение в суд. В десятках решений ЕСПЧ отмечается о невозможности использования такого подхода.
Еще один нюанс: в случае обжалования решения ВККС по результатам проведения первичного квалификационного оценивания, а также принятых на его основании решений ВСЮ Президентом, парламентом, проектом предлагается, чтобы такие дела рассматривались судом в составе судей, которые прошли процедуру первичного квалификационного оценивания и подтвердили способность осуществлять правосудие в соответствующем суде. Отличный способ сделать обжалование вообще невозможным — отложить квалификационное оценивание судей ВАСУ на определенный срок. Не реакция ли это на отмену ВАСУ некоторых решений ВККС и ВСЮ и не способ ли избежать судебного контроля?
Подробнее о положениях законопроекта и том, как его восприняли служители Фемиды, читайте в статье «Опыты над судьями».