Судебную систему ожидают кардинальные перемены. Так, недавно в парламенте был зарегистрирован законопроект №4180. «Судебно-юридическая газета» провела анализ основных его положений.
Так, в ч. 8 ст. 73 законопроекта предлагается ограничить основания для обжалования решения ВСЮ об отказе во внесении Президенту представления о назначении кандидата судьей исключительно нарушением определенного законом порядка назначения на должность судьи. Вместе с тем, ВСЮ может отказать во внесении Президенту представления о назначении кандидата исключительно по следующим основаниям:
• наличие обоснованного сомнения относительно соответствия кандидата критериям добродетели или профессиональной этики;
• нарушение установленного законом порядка назначения на должность судьи.
Т.е. авторы законопроекта предлагают предоставить выводу ВСЮ по поводу соответствия кандидата критериям добросовестности или профессиональной этики статус окончательного — решение об отказе во внесении Президенту представления о назначении кандидата судьей по этим основаниям судебному обжалованию не подлежит. Причем не требуется даже установление соответствующего факта. Но ведь судьи наделены теми же правами, что и другие граждане Украины. Если так, то почему для них вводятся ограничения в судебной защите?
Еще один нюанс: в случае обжалования решения ВККС по результатам проведения первичного квалификационного оценивания, а также принятых на его основании решений ВСЮ Президентом, парламентом проектом предлагается, чтобы такие дела рассматривались судом в составе судей, которые прошли процедуру первичного квалификационного оценивания и подтвердили способность осуществлять правосудие в соответствующем суде. Отличный способ сделать обжалование вообще невозможным — отложить квалификационное оценивание судей ВАСУ на определенный срок. Не реакция ли это на отмену ВАСУ некоторых решений ВККС и ВСЮ и не способ ли избежать судебного контроля?
Подробнее о положениях законопроекта и том, как его восприняли служители Фемиды, читайте в статье «Опыты над судьями».