В предыдущем номере «Судебно-юридическая газета» провела подробный анализ проекта «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования отдельных положений законодательства по вопросам судоустройства и статуса судей», разработанного в рамках Совета по вопросам судебной реформы при Администрации Президента Украины.
Примечательно, что данный законопроект был зарегистрирован в парламенте уже 4 марта 2016 года под №4180, несмотря на поступившие к нему серьезные замечания от других членов Совета, в частности, от судебной ветви власти, и на обещания представителей АП их учесть.
Данным документом предлагается, чтобы в случае обжалования решения ВККС, такие дела рассматривались судом в составе судей, которые прошли процедуру первичного квалификационного оценивания и подтвердили способность осуществлять правосудие в соответствующем суде. Возможно, это способ исключить обжалование, ведь квалификационное оценивания судей ВАСУ на данный момент отложено?
Как рассказал «Судебно-юридической газете» соавтор законопроекта №4180, заместитель председателя Комитета ВР по вопросам правовой политики и правосудия Сергей Алексеев, данный законопроект только подготовлен и в случае его принятия в первом чтении все политические силы смогут присоединиться к его усовершенствованию при подготовке ко второму чтению».
«В ч. 2 ст. 86 Закон «О судоустройстве и статусе судей» предусмотрено, что судья (кандидат на должность судьи), который не согласен с решением ВККС по его квалификационной оценке, может обжаловать это решение в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Украины.
Решение ВККС, принятое по результатам проведения квалификационного оценивания, может быть обжаловано только по следующим основаниям:
1) состав членов ВККСУ, который провел квалификационное оценивание, не имел полномочий его проводить;
2) решение не подписано кем-либо из состава членов ВККСУ, который провел квалификационное тестирование;
3) судья (кандидат на должность судьи) не был должным образом уведомлен о проведении квалификационного тестирования — если было принято решение о неподтверждении способности судьи (кандидата на должность судьи) осуществлять правосудие в соответствующем суде или об отказе в предоставлении рекомендации для избрания на должность судьи бессрочно по основаниям неявки для прохождения квалификационного оценивания.
Согласно ч. 4 ст. 108 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», решение ВККСУ может быть обжаловано в суд по основаниям, установленным настоящим Законом, и в порядке, предусмотренном процессуальным законом.
В случаях, предусмотренных настоящим Законом, решение ВККСУ может быть обжаловано в Высший совет юстиции. Решение ВККСУ о предоставлении рекомендаций обжалованию не подлежат.
К тому же, в случае обжалования решения ВККСУ по результатам проведения первичного квалификационного оценивания, а также принятых на его основании решений ВСЮ, Президента Украины или Верховной Рады Украины проектом предлагается, чтобы такие дела рассматривались судом в составе судей, которые прошли процедуру первичного квалификационного оценивания и подтвердили способность осуществлять правосудие в соответствующем суде.
Таким образом, необходим также пересмотр сроков проведения первичного квалификационного оценивания судей Верховного Суда Украины и высших специализированных судов, поскольку не удалось провести в установленный срок (до 28.09.2015 года), в частности, через длительный процесс утверждения и согласования подзаконных нормативно-правовых актов, регулирующих процедуры квалификационного оценивания.
Учитывая, что сроки проведения первичного квалификационного оценивание судей Верховного Суда Украины и высших специализированных судов прошли, проектом предлагается увеличить следующие сроки с шести до 18 месяцев со дня вступления в силу Закона Украины «Об обеспечении права на справедливый суд» (т.е. — до 28.09.2016 года).
Уже после проведения первичного квалификационного оценивания вышеуказанных судей другие судьи получат реальную возможность обратиться с обжалованием решения ВККСУ.
Необходимо также внесение изменений в положения законодательства о пересмотре Верховным Судом Украины решений Высшего административного суда Украины относительно обжалования актов, действий или бездействий Высшей квалификационной комиссии судей Украины с целью устранения препятствий для дальнейшего обжалования участниками судебного процесса в указанной категории дел.
С этой целью в п. 10 Заключительных и Переходных положениях проекта определено, что «решение Высшего административного суда Украины относительно обжалования актов, действий или бездействия ВККС, принятые в период со дня вступления в силу Закона Украины «Об обеспечении права на справедливый суд» и до вступления в силу этим Законом, могут быть пересмотрены Верховным Судом Украины в порядке, определенном Кодексом административного судопроизводства Украины, по заявлениям, которые представлены в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона».
Подробнее читайте в статье «Реформа от Совета».