В Украине вызывает обеспокоенность не только увеличение проявлений ксенофобии, антисемитизма и расизма в Российской Федерации, но и низкий уровень защиты прав национальных меньшинств, который едва дотягивает общепризнанных европейских стандартов в этой сфере.
Эту обеспокоенность украинской стороны разделяют ведущие экспертные органы Совета Европы, осуществляющие регулярный мониторинг различных аспектов защиты прав человека в государствах-членах Совета Европы.
Так, в 2013 году Комитет министров Совета Европы рассмотрел и утвердил доклад Консультативного комитета Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств в Российской Федерации по итогам третьего мониторингового цикла, а также принял резолюцию CM/ResCMN (2013)1 от 30 апреля 2013 года по применению положений настоящей конвенции на территории России.
Согласно этому документу, эксперты выразили серьезную обеспокоенность отсутствием в РФ комплексного законодательства по борьбе с дискриминацией, которое бы охватывало все сферы жизни и четко определяло понятие дискриминации. Подчеркивая, что имеющиеся полномочия и ограниченные ресурсы Уполномоченного РФ по правам человека не позволяют ему должным образом защищать права национальных меньшинств, они указывали на необходимость создать независимый специализированный орган, который бы занимался исключительно вопросами дискриминации и осуществлял широкий мониторинг в этой области.
А по мнению европейских специалистов такому органу было бы чем заняться, ведь:
представители меньшинств до сих пор сталкиваются с распространенной дискриминацией в таких сферах, как трудоустройство и доступ к жилью. Нетерпимость и враждебность против«чужаков» демонстрируется все с большей открытостью. В ряде регионов продолжается насильственное выселение ромов без предоставления адекватного альтернативного жилья. Прибыль и условия труда большинства коренного населения, которое занимается традиционными видами деятельности, не соответствует базовым законодательным требованиям;
в некоторых регионах система регистрации по месту жительства остается проблемной и дискриминационной из-за административных барьеров, а иногда из-за коррупции и дискриминационного отношения правоохранительных органов. Из-за препятствий, с которыми сталкиваются трудящиеся-мигранты при оформлении регистрации и разрешений на работу, они сталиособенно уязвимой категорией для их использования коррумпированными правоохранителями в личных интересах и различных злоупотреблений;
выходцы с Кавказа и из Центральной Азии, а также ромы подвергаются выборочным и неоправданно частым проверкам со стороны полиции, в результате чего являются уязвимыми с точки зрения коррупции и других нарушений, в том числе непропорционального применения силы;
наблюдается отсутствие поддержки любой другой деятельности национальных меньшинств, кроме культурной, однако, порядок и критерии выделения финансовой помощи на эти цели лишены прозрачности;
вызывает тревогу количество преступлений на почве расовой ненависти и вражды, особенно против выходцев из Центральной Азии, Африки, Азии и с Кавказа, а также против цыган. Нередки проявления исламофобии и антисемитизма, межэтнических столкновений, которые иногда разжигаются политиками и средствами массовой информации. В выступлениях политиков все чаще присутствует ксенофобская и расистская риторика, особенно в ходе предвыборных кампаний. Средства массовой информации широко распространяют предрассудки, а иногда используют язык вражды в отношении некоторых меньшинств;
правозащитники и неправительственные организации, которые занимаются защитой прав человека и прав меньшинств, сталкиваются с серьезными проблемами при реализации своего права на свободу объединений, выражения своего мнения. Когда речь идет о защите прав меньшинств, они преследуются в соответствии с законом «О противодействии экстремистской деятельности»;
несмотря на наличие на федеральном уровне законодательных гарантий равенства разных языков Российской Федерации, общий климат не способствует их использованию в повседневной жизни, в том числе на официальном уровне и на топографических знаках. Использование языков меньшинств в городах быстро сокращается, даже среди лиц, принадлежащих к меньшинствам, в рамках их территориальных образований. Количество программ на телевидении и радио, которые транслируются на языках национальных меньшинств, также сокращается;
действующие положения федерального законодательства о получении образования на языках меньшинств часто не выполняются на местном уровне, и соответственно конкретные гарантии доступа к образованию на языках меньшинств и к изучению языков меньшинств отсутствуют. Более того, постоянный процесс «оптимизации» школ привел к закрытию различных школ с обучением на языках меньшинств и с преподаванием на языках меньшинств.
На сегодня Российская Федерация так и не ратифицировала ключевой инструмент Совета Европы, который защищает лингвистические права меньшинств, а именно: Европейскую хартию региональных языков или языков меньшинств от 5 ноября 1992 года. Она находится в «длинном ящике» с 2001 года и, судя по политике, проводимой московскими властями в языковой сфере, вряд ли будет ратифицирована в ближайшей перспективе. Между тем, именно Хартия могла бы обеспечить эффективную защиту языковых прав не только миллионов этнических украинцев (по неофициальным данным около 10 миллионов), проживающих на территории России, но и языковые права всех других национальных меньшинств, которые формируют национально-культурное разнообразие Федерации.
Обвиняя в нарушениях прав русскоязычного населения Украины, которая не только ратифицировала Европейскую хартию региональных языков или языков меньшинств в 2003 году, но и уже прошла два цикла мониторинговой процедуры, предусмотренной этим договорно-правовым инструментом, Россия в очередной раз демонстрирует двойные стандарты по отношению к нашему государству.
Эту обеспокоенность украинской стороны разделяют ведущие экспертные органы Совета Европы, осуществляющие регулярный мониторинг различных аспектов защиты прав человека в государствах-членах Совета Европы.
Так, в 2013 году Комитет министров Совета Европы рассмотрел и утвердил доклад Консультативного комитета Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств в Российской Федерации по итогам третьего мониторингового цикла, а также принял резолюцию CM/ResCMN (2013)1 от 30 апреля 2013 года по применению положений настоящей конвенции на территории России.
Согласно этому документу, эксперты выразили серьезную обеспокоенность отсутствием в РФ комплексного законодательства по борьбе с дискриминацией, которое бы охватывало все сферы жизни и четко определяло понятие дискриминации. Подчеркивая, что имеющиеся полномочия и ограниченные ресурсы Уполномоченного РФ по правам человека не позволяют ему должным образом защищать права национальных меньшинств, они указывали на необходимость создать независимый специализированный орган, который бы занимался исключительно вопросами дискриминации и осуществлял широкий мониторинг в этой области.
А по мнению европейских специалистов такому органу было бы чем заняться, ведь:
представители меньшинств до сих пор сталкиваются с распространенной дискриминацией в таких сферах, как трудоустройство и доступ к жилью. Нетерпимость и враждебность против«чужаков» демонстрируется все с большей открытостью. В ряде регионов продолжается насильственное выселение ромов без предоставления адекватного альтернативного жилья. Прибыль и условия труда большинства коренного населения, которое занимается традиционными видами деятельности, не соответствует базовым законодательным требованиям;
в некоторых регионах система регистрации по месту жительства остается проблемной и дискриминационной из-за административных барьеров, а иногда из-за коррупции и дискриминационного отношения правоохранительных органов. Из-за препятствий, с которыми сталкиваются трудящиеся-мигранты при оформлении регистрации и разрешений на работу, они сталиособенно уязвимой категорией для их использования коррумпированными правоохранителями в личных интересах и различных злоупотреблений;
выходцы с Кавказа и из Центральной Азии, а также ромы подвергаются выборочным и неоправданно частым проверкам со стороны полиции, в результате чего являются уязвимыми с точки зрения коррупции и других нарушений, в том числе непропорционального применения силы;
наблюдается отсутствие поддержки любой другой деятельности национальных меньшинств, кроме культурной, однако, порядок и критерии выделения финансовой помощи на эти цели лишены прозрачности;
вызывает тревогу количество преступлений на почве расовой ненависти и вражды, особенно против выходцев из Центральной Азии, Африки, Азии и с Кавказа, а также против цыган. Нередки проявления исламофобии и антисемитизма, межэтнических столкновений, которые иногда разжигаются политиками и средствами массовой информации. В выступлениях политиков все чаще присутствует ксенофобская и расистская риторика, особенно в ходе предвыборных кампаний. Средства массовой информации широко распространяют предрассудки, а иногда используют язык вражды в отношении некоторых меньшинств;
правозащитники и неправительственные организации, которые занимаются защитой прав человека и прав меньшинств, сталкиваются с серьезными проблемами при реализации своего права на свободу объединений, выражения своего мнения. Когда речь идет о защите прав меньшинств, они преследуются в соответствии с законом «О противодействии экстремистской деятельности»;
несмотря на наличие на федеральном уровне законодательных гарантий равенства разных языков Российской Федерации, общий климат не способствует их использованию в повседневной жизни, в том числе на официальном уровне и на топографических знаках. Использование языков меньшинств в городах быстро сокращается, даже среди лиц, принадлежащих к меньшинствам, в рамках их территориальных образований. Количество программ на телевидении и радио, которые транслируются на языках национальных меньшинств, также сокращается;
действующие положения федерального законодательства о получении образования на языках меньшинств часто не выполняются на местном уровне, и соответственно конкретные гарантии доступа к образованию на языках меньшинств и к изучению языков меньшинств отсутствуют. Более того, постоянный процесс «оптимизации» школ привел к закрытию различных школ с обучением на языках меньшинств и с преподаванием на языках меньшинств.
На сегодня Российская Федерация так и не ратифицировала ключевой инструмент Совета Европы, который защищает лингвистические права меньшинств, а именно: Европейскую хартию региональных языков или языков меньшинств от 5 ноября 1992 года. Она находится в «длинном ящике» с 2001 года и, судя по политике, проводимой московскими властями в языковой сфере, вряд ли будет ратифицирована в ближайшей перспективе. Между тем, именно Хартия могла бы обеспечить эффективную защиту языковых прав не только миллионов этнических украинцев (по неофициальным данным около 10 миллионов), проживающих на территории России, но и языковые права всех других национальных меньшинств, которые формируют национально-культурное разнообразие Федерации.
Обвиняя в нарушениях прав русскоязычного населения Украины, которая не только ратифицировала Европейскую хартию региональных языков или языков меньшинств в 2003 году, но и уже прошла два цикла мониторинговой процедуры, предусмотренной этим договорно-правовым инструментом, Россия в очередной раз демонстрирует двойные стандарты по отношению к нашему государству.