Член Совета судей Украины, заместитель Председателя Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел Гвоздик П. А., комментируя принятый Верховной Радой Закон Украины « Об устранении негативных последствий и недопущения преследования и наказания по поводу событий, которые имели место во время проведения мирных собраний », подтвердил, что он не может быть применен на практике ни правоохранительными органами, ни судом из-за отсутствия в законодательстве механизмов его реализации.
Гвоздик П. А. ссылается на то, что Законом от 19 декабря 2013 четко не определен круг лиц, на которых он распространяется, поскольку принятый термин « участники акций протеста и массовых мероприятий » не позволяет определить, кто именно попадает под эту категорию. Также непонятно, какие массовые мероприятия имеются в виду в Законе, поскольку в указанный в нем период времени на территории Украины происходило большое количество концертов, выставок и других « массовых мероприятий ».
Кроме того, необходимо отметить, что Уголовный кодекс Украины содержит исчерпывающий перечень случаев освобождения от уголовной ответственности, при этом такие случаи могут содержаться только в этом Кодексе.
Принятый 19 декабря 2013 Закон предусматривает фактически новый вид освобождения от уголовной ответственности, который при этом не предусмотрен Уголовным кодексом Украины. Как следствие, в Уголовном процессуальном кодексе Украины отсутствует и процедура его применения. Таким образом, в украинском законодательстве просто нет норм, регулирующих процедуру инициирования, рассмотрения, принятия решения об освобождении от ответственности в соответствии с положениями принятого Закона, обжалования принятых решений, определения должностных лиц, которые должны осуществлять соответствующие действия, и т.д..
На сегодня единственным видом освобождения от ответственности, который может осуществлятся по решению Верховной Рады Украины, является амнистия. Однако в принятом Законе амнистия не упоминается, а его положение почти полностью не соответствуют законодательству, регулирующему вопросы ее применения (например, амнистированным может быть исключительно лицо, признанное виновным в совершении преступления обвинительным приговором суда, а принятый Закон позволяет освобождать от ответственности и подозреваемых во время досудебного расследования).
Также невозможно реализовать положения Закона, запрещающие открывать новые уголовные производства. Во-первых, уголовные производства согласно Уголовному процессуальному кодексу Украины не открываются, поскольку на этой стадии процесса нет необходимости принимать какое-либо отдельное решение, в том числе об «открытии уголовного производства ». Во-вторых, досудебное расследование начинается после внесения сведений об уголовном правонарушении в Единый реестр досудебных расследований безальтернативно, то есть фактически в автоматическом режиме.