Анна Шульгина,
«Судебно-юридическая газета»
Украинцы стали массово игнорировать необходимость оплаты коммунальных услуг. По данным Госстата, в ноябре, после повышения тарифов, 28,3% граждан не заплатили за коммунальные услуги. Для сравнения, в ноябре 2013 г. этот показатель составлял 1,2%. Эксперты уверены, что в будущем количество людей, игнорирующих платежки, будет только расти: зарплаты не увеличиваются, поэтому платить нечем.
В ходе пресс-конференции на тему: «Реформы-2015: затягивание поясов или удавка на шее?» эксперты обсудили так называемую реформу жилищно-коммунального хозяйства, которая, по их мнению, стала одной из причин такой плачевной ситуации, а также предложили методы и пути выхода из нынешнего коммунального коллапса.
Напомним, что среди требований МВФ, прилагаемых к первому траншу кредита, были рекомендации по изменению законодательства Украины, чтобы тарифы на тепло устанавливались исключительно государственным регулятором. В результате 10 апреля прошлого года был принят Закон №1198-VII «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования расчетов за энергоносители». Он содержит некоторые новации, существенно меняющие принципы предоставления коммунальных услуг населению.
Однако в Украине не соблюдаются основные принципы реформирования, поэтому ожидать перемен к лучшему в сфере ЖКХ в ближайшее время не следует, отметил в ходе пресс-конференции председатель «Союза собственников жилья Украины» Алексей Кучеренко. По мнению эксперта, есть 4 основных принципа реформирования, без которых проведение успешных изменений в стране невозможно. Первый принцип – это наличие политической воли, второй – команда единомышленников. Обязательным третьим фактором удачного проведения реформ А. Кучеренко назвал наличие группы экспертов, а четвертым – доверие населения. «Нет в мире примеров, когда без доверия населения к власти проводились успешные реформы. Но украинцы не доверяют тарифам на услуги ЖКХ. Мы не можем доверять Комиссии по регулированию энергетики и коммунальных услуг. Регулятор не стал арбитром в отношениях потребителей и поставщиков услуг», – отметил спикер. Еще одной причиной увеличения количества должников он назвал отсутствие у большинства людей счетчиков. Из-за этого, по его мнению, люди не верят в обоснованность платежек.
Новые тарифы на услуги ЖКХ не являются рыночными и взяты буквально «с потолка», подчеркнул в ходе своего выступления эксперт Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко. Также в ходе своих выступлений эксперты отмечали, что украинцы не смогут оплатить «европейские» тарифы на жилищно-коммунальные услуги украинскими зарплатами и пенсиями. С этим трудно не согласиться, поскольку большинство наших граждан уже вынуждены отказываться от необходимых вещей, и все равно им твердят, что нужно затягивать пояса. Большинство реформ, проводимых сегодня правительством, действительно затянут людям пояса, причем на шее. Необходимо проводить действительные экономические реформы, а не предлагать народу их имитацию, уверены эксперты.
Как выглядит реформа?
Чтобы понять, что на самом деле нынешнее руководство страны не планирует никаких реформ, достаточно заглянуть в принятый на этот год бюджет Украины. Дело в том, что в главной смете страны слово «реформа» есть лишь в двух нормах, да и то в странных формулировках.
Первое упоминание о реформировании встречается в ст. 11 Закона «О Государственном бюджете Украины на 2015 год» – ее п. 5 предлагает установить, что источником формирования специального фонда Госбюджета в части доходов являются, кроме прочего, поступления средств от реализации избыточного вооружения, военной и специальной техники, недвижимого военного имущества Вооруженных Сил Украины, а также от отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого военного имущества, подлежащие реализации, и земельных участков, которые высвобождаются в процессе реформирования Вооруженных Сил Украины.Реформа в духе Украины – когда на саму реформу деньги не заложены, а прибыль в результате ее проведения обеспечена. При этом хотелось бы спросить у реформаторов: о каких излишках вооружения идет речь?
Следующее короткое упоминание о реформе встречается в ст. 25 того же Закона, предлагающей установить объем расходов, предусмотренных по бюджетной программе «Реализация мероприятий по проведению административной реформы». И ни слова о каких-либо иных реформах, щедро заявленных в программе Президента под названием «Стратегия-2020», в т. ч. реформе ЖКХ. «А нет денег – нет реформ», – заключил Ю. Гаврилечко.
В свою очередь, правозащитник Виктор Медведь поделился мнением относительно выхода из кризисной ситуации. «Основная экономическая реформа для Украины сегодня – это импортозамещение. Мы берем тонну металла и меняем на мобильный телефон. Это показывает наше масштабное экономическое недомогание», – отметил он. С ним согласятся многие юристы и экономисты, утверждающие, что надо, прежде всего, поднимать отечественное производство, а не брать новые кредиты на погашение старых долгов.
Еще раз о тарифах
Тарифы на жилищно-коммунальные услуги в Украине необоснованно завышены, расчет себестоимости услуг энергогенерирующими компаниями вызывает множество вопросов. Такое мнение озвучил А. Кучеренко. По его расчетам, тарифы на тепло для киевлян завышены в 2 раза, а объемы потребления воды одним человеком, которые выставляются к оплате при отсутствии счетчиков, просто нереалистичны. Это происходит потому, что в этот объем входят все те кубометры воды, которые «повисли» на конкретном доме после того, как жильцы, у которых есть счетчики, оплатили свое потребление. Это может быть та вода, которая вытекла из-за аварийности системы, или которой дворник поливает цветы около дома и т. д.
С расчетами за тепло все еще более загадочно. «Те, у кого в доме стоит счетчик тепла, платят по 4–5 грн за кв. м, а те, у кого его нет – по 9–10 грн. Это двукратный обман, покрываемый регулятором, который имеет рычаги влияния на монополистов. Кто снимает эти сливки? Я бы очень хотел задать эти вопросы на открытом заседании с присутствием регулятора», – заметил г-н Кучеренко. По словам эксперта, отпуск тепла идет у «Киевэнерго» по системам учета, к которым никто не имеет доступа – ни потребитель, ни столичные власти. «Нужно либо обязать «Киевэнерго» оснастить 100% домов системами учета тепла, либо снизить тариф в 2 раза», – добавил он и резюмировал, что люди не смогут оплачивать такие тарифы, их нужно увязывать с платежеспособностью населения, и примеры Европы в этом вопросе неактуальны, так как там зарплаты значительно выше украинских.
Кроме того, эксперты и юристы разъясняют, что в результате проведенной так называемой реформы ЖКХ украинцы вынуждены были, согласно Закону №1198-VII «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования расчетов за энергоносители», заключать прямые договора на поставки ЖКУ. Для многих это прошло незаметно – они лишь увидели счета нового образца и не совсем поняли, что это и есть новая форма договора. Однако, если ранее за те или иные долги жильцов поставщик предъявлял претензии ЖЕКу как посреднику, а уже он требовал задолженность у жильцов, то ныне поставщик-монополист имеет право требовать задолженность напрямую как в судебном порядке, так и посредством коллекторных служб. А это, предупреждают юристы, в будущем может грозить тем, что украинцев смогут выселять на меньшую жилплощадь или лишать имущества. На сегодняшний день законодательство в полной мере не регулирует этот процесс, но фундамент уже заложен.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСКЛЮЗИВ
Александр Сергиенко, директор аналитико-исследовательского центра «Институт города»
– Приблизительно месяц назад я подал проект изменений к постановлению Кабмина №630, где есть один момент, который обязует монополистов, предоставляющих тепло, поставить счетчики не только во всех многоквартирных домах, но и во всех квартирах. Счетчики ограничат монополистов, заставят поставщика четко показывать, куда и как используется дешевый и дорогой газ. Вы знаете, что для населения газ стоит около 1000 грн за 1000 куб. м (без НДС), для бизнеса – 5000 грн. Эта разница просто толкает монополиста закупать газ якобы для обеспечения населения, и продавать предприятиям. На выходе трудно просчитать, сколько потребило население, а сколько было потрачено на обеспечение бизнеса.