Катерина Беляева,
«Судебно-юридическая газета»
30 января состоялось заседание Совета судей административных судов Украины. Первым на повестку дня был вынесен вопрос об утверждении ориентировочного плана работы ССАС на I полугодие 2014 г. Докладчиком по этому вопросу выступила секретарь ССАС Любовь Гончар. Она подчеркнула, что, как и в прошлом году, ССАС планирует уделять внимание кадровым вопросам, т. е. вопросам зачисления в резерв на замещение административных должностей в административных судах, а также предоставления рекомендаций на назначение судей на административные должности. Также, по словам докладчицы, в I полугодии предлагается провести работу по результатам изучения организации деятельности административных судов, которое было проведено в минувшем году, и по анализу состояния исправления недостатков, установленных в ходе такого изучения.
Продолжит ССАС и свою работу в области коммуникаций. Напомним, что в 2013 г. в админсудах были введены должности пресс-секретарей. В I полугодии текущего года Совет продолжит разработку рекомендаций для пресс-секретарей, изучение коммуникативной деятельности судов, а также мониторинг наполнения веб-страниц админсудов в интернете.
Новым направлением работы ССАС в 2014 г. станет изучение организации работы по контролю за соблюдением процессуальных сроков в апелляционных округах. Полномочия по проведению этой работы Совет возложил на председателей окружных админсудов с дальнейшим отчетом перед председателями апелляционных админсудов. В I полугодии такая работа будет проведена в Житомирском и Днепропетровском апелляционных административных округах.
Как всегда, ССАС уделит внимание и рассмотрению вопросов о финансировании судов, состоянии материально-технического обеспечения, обеспечении судей жильем, оплате труда судей и работников аппарата судов, государственной защите судей и членов их семей. Не останется без внимания и компьютерная программа «Делопроизводство», а также состояние соблюдения сроков рассмотрения обращений граждан. Кроме того, по-прежнему одним из приоритетных направлений остается международное сотрудничество.
Вопрос полномочий
Вторым на повестку дня был вынесен вопрос об отдельных аспектах организации деятельности административных судов. Докладчиком по этому вопросу выступил председатель Совета судей административных судов Николай Кобылянский. Он отметил, что после принятия Закона «О судоустройстве и статусе судей» председатели отдельных административных судов не соблюдают требования Закона относительно определения полномочий заместителей председателя суда. Прежде всего, отметил г-н Кобылянский, внимания заслуживает то, что председателями апелляционных и окружных админсудов, как предусмотрено ст. 24 и 29 вышеуказанного Закона, должны определяться административные полномочия заместителей. Как показывает практика, в частности, результаты изучения деятельности админсудов, отдельные председатели судов наделяют своих заместителей полномочиями, которые относятся к компетенции руководителя аппарата суда. Например, заместителями нередко осуществляется непосредственное руководство организацией работы структурных подразделений аппарата суда, утверждается положение о структурных подразделениях аппарата и т. д., что не соответствует требованиям ст. 24, 29 и 149 Закона. Результатом подобных действий председателей оказывается ненадлежащая организация работы судов, а также ненадлежащее обеспечение выполнения административных полномочий. Это, в свою очередь, приводит к тому, что в коллективе судов возникают неприязненные отношения, иногда доходящие до конфликтов, что является недопустимым.
По итогам доклада Н. Кобылянского ССАС принял решение, в котором обязал председателей апелляционных и окружных админсудов обеспечить исполнение ст. 24 и 29 Закона «О судоустройстве и статусе судей» относительно определения административных полномочий заместителей председателей суда, а также соблюдать в суде распределение обязанностей между судьями, исполняющими административные полномочия.
Жилье и кадры
Далее члены ССАС рассмотрели вопрос об обеспечении судей административных судов жильем. С докладом по этому вопросу выступил член ССАС Андрей Суховаров. Он рассказал присутствующим о том, что на сегодня в системе административных судов 254 судьи не имеют надлежащих жилищных условий по месту работы. По словам докладчика, проблема состоит в том, что с принятием закона о судоустройстве (ст. 132 Закона), жилищный вопрос практически не решается государством, поскольку в действующем законодательстве отсутствуют механизм и порядок получения служебного жилья именно судьями. Докладчик напомнил, что по предложению ССАС Совет судей Украины обращался с данной проблемой в Кабинет министров Украины, а также в Государственную судебную администрацию, однако на сегодняшний день этот вопрос по-прежнему остается нерешенным. Списки судей, которые ведутся в каждом суде, фактически не предусмотрены ни одним законодательным актом. Как один из вариантов решения проблемы г-н Суховаров предложил возможность предоставления судьям льготных кредитов на жилье.
По итогам доклада члены ССАС приняли решение поручить председателю ССАС обратиться в Совет судей Украины с предложением относительно создания рабочей группы, в состав которой должны войти и члены ССАС, и сотрудники ГСА, для разработки проекта изменений и дополнений в ст. 132 Закона «О судоустройстве и статусе судей», в т. ч. в части исключения из статьи слова «служебное» (из нормы о предоставлении служебного жилья – прим. ред.).
В рамках решения кадровых вопросов в резерв судей на замещение административных должностей в административных судах были зачислены Сергей Гаврилко – на должность заместителя председателя Закарпатского окружного административного суда и Светлана Шевчук – на должность заместителя председателя Житомирского апелляционного административного суда. Представление в Высший совет юстиции о назначении на должность председателя Николаевского окружного административного суда получил Александр Середа.