Егор Желтухин,
«Судебно-юридическая газета»
На сегодняшний день, согласно Стратегическому плану развития судебной власти Украины в 2013–2015 гг. (далее – План), задача дальнейшего развития правосудия заключается в реальном утверждении верховенства права в обществе и обеспечении права каждого человека на справедливое судебное разбирательство в независимом и беспристрастном суде.
На прошлой неделе в стенах Государственной судебной администрации Украины состоялся круглый стол, посвященный вопросам формирования стратегической политики судебной власти. В мероприятии приняли участие судья Верховного Суда Украины, председатель Совета судей Украины Василий Онопенко, председатель Государственной судебной администрации Украины Руслан Кирилюк, заместитель председателя Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел Павел Гвоздик, судьи высших специализированных судов и другие представители Фемиды.
Независимость судебной власти в приоритете
Открывая мероприятие, В. Онопенко отметил, что сейчас в Украине уже есть многочисленные наработки в направлении формирования стратегической политики судебной власти – и Стратегический план развития судебной власти, и разного рода концепции, поэтому круглый стол призван собрать различные точки зрения по усовершенствованию указанных документов и формированию стратегических направлений. Так, дальнейшее развитие правосудия в Украине, в первую очередь, направлено на доступность, справедливость судебной процедуры, повышение уровня профессионализма судей, а также эффективность судебной защиты. В свою очередь, Р. Кирилюк подчеркнул, что к написанию Стратегического плана развития судебной власти на 2013–2015 гг., которое проходило в формате групповых дискуссий, был привлечен лучший интеллектуальный потенциал судебной власти из разных уголков нашего государства.
Обеспечение независимости судей и самостоятельности судебной системы на государственном, институциональном и индивидуальном уровне, защита от незаконного государственного, частного или политического влияния также является приоритетным вопросом стратегии украинской судебной власти для завоевания доверия общественности. Для реализации первоочередных задач судебной власти Украины в этом направлении, по мнению представителей Фемиды, необходимо предпринять несколько шагов. Во-первых, поддержать введение бессрочного назначения на должность судьи во избежание неправомерного влияния, которому судьи могут подвергаться во время своего 5-летнего срока назначения на должность впервые. Во-вторых, поднять вопрос улучшения, возможной реструктуризации или подчинения судам системы исполнения судебных решений, что, безусловно, позитивно скажется на общей эффективности работы судебной системы и уровне общественного доверия к судам. В-третьих, создать действенный механизм реагирования в случае посягательств на независимость и безопасность судей, в частности, установив законодательные гарантии надлежащего рассмотрения государственными органами обращений Совета судей Украины по указанным вопросам и т. д.
Без финансов – никуда?
Не последнее место в стратегии развития судебной власти отведено финансовым аспектам. Для обеспечения достаточного количества необходимых ресурсов на покрытие расходов по осуществлению правосудия, а также внедрения надлежащего и прозрачного управления ими (что не только повлияет на качество функционирования судебной системы, но и создаст предпосылки для защиты от ненадлежащего влияния) предлагается в т. ч. обеспечить реализацию положений ст. 129 Закона «О судоустройстве и статусе судей» относительно постепенного увеличения размера судейского вознаграждения. Собственно, этому процессу уже дан старт. Также предлагается обеспечить введение дополнительных законодательных гарантий финансирования судебной системы, в частности, гарантий надлежащей оплаты труда работников аппарата суда и особого порядка формирования бюджета судебной системы, который предусматривал бы внесение бюджетного запроса непосредственно в комитет парламента, усиление роли органов судейского самоуправления в бюджетном процессе.
Участники мероприятия обсудили также общие принципы формирования стратегической политики судебной власти. В частности, речь шла о том, каким образом судебные институты будут определять стратегию развития судебной власти, и какие институты должны участвовать в определении ее краткосрочных и долгосрочных целей. Кроме того, во время заседания были рассмотрены потребности судебной власти по формированию стратегической политики, т. е. проанализированы наиболее актуальные стратегии развития: общее развитие судебной системы, вопросы коммуникации с обществом, обеспечение финансирования и т. д. Обсуждая создание специальной аналитической группы по разработке и мониторингу выполнения стратегии развития судебной власти, участники заседания отметили возможность проводить такую работу в разных форматах. В частности, было предложено использовать в качестве примера постоянно действующую рабочую группу по вопросам инноваций ГСА Украины, либо же образовать структуру при Совете судей Украины.