Катерина Беляева,
«Судебно-юридическая газета»
26 октября состоялось заседание постоянно действующей рабочей группы по вопросам инноваций при Государственной судебной администрации Украины. В заседании приняли участие руководители рабочих групп, созданных для разработки и внедрения рекомендаций относительно исполнения стратегических задач по вопросам инноваций.
О Стратегическом плане развития судебной власти Украины на 2013–2015 гг. (далее – План) присутствующим рассказала советник председателя ГСА Украины Юлия Седик. Она отметила, что План признает существование независимой, беспристрастной, прозрачной и эффективной судебной системы чрезвычайно важным условием построения и поддержки демократического государства, обеспечения баланса между ветвями власти и способствования экономическому и социальному развитию страны путем предоставления надлежащей защиты отечественным и иностранным инвестициям.
Во вступительном слове к Плану его авторы еще раз напоминают о том, что право на справедливый суд гарантировано ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод и определяет ряд ценностей для судебной системы. «Существование независимой, справедливой и эффективной судебной системы, – продолжают разработчики Плана, – возможно лишь при условии разработки скоординированной и согласованной стратегии и детального плана внедрения, который поддерживается как лидерами судебной ветви власти, так и судьями и работниками аппарата судов».
Для разработки Плана были привлечены более 150 представителей судебной власти, включая сотрудников судебных учреждений высшего уровня, которые ознакомились с лучшим международным опытом и рекомендациями экспертов из США, Нидерландов, Великобритании, Румынии и Австралии. При разработке Плана было учтено текущее состояние судебной системы, а также ее сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, ценности и принципы, важные для существования независимой, прозрачной и эффективной судебной системы. План включает определение миссии, 5 ключевых ценностей и 7 вопросов стратегии, которые украинской судебной системе необходимо решить в течение следующих 3 лет.
Продемонстрировав присутствующим План, изданный в виде солидной брошюры, г-жа Седик особо подчеркнула необходимость не только его декларирования, но и внедрения, на чем и предложила сосредоточить внимание рабочей группы в дальнейшем.
Концепция автоматизации
Доклад об одном из аспектов Плана, а именно о создании и внедрении концепции автоматизации судебной власти сделал советник председателя ГСА, генеральный директор ГП «Информационный центр» Леонид Богданов. Он отметил, что до конца года возглавляемая им подгруппа надеется завершить работу с тремя новыми инструкциями по делопроизводству – для общих, хозяйственных и административных судов. Эти инструкции, по словам г-на Богданова, действительно являются инновационными. В них впервые появились разделы, посвященные компьютерному делопроизводству, и другие концептуальные новеллы, которые не всегда воспринимаются представителями судебной системы, что сказывается на замедлении продвижения инструкций.
В остальном же, уверил собравшихся докладчик, внедрение «электронной» концепции проходит весьма успешно. Так, во всех судах Украины работают системы электронного документооборота, рассылки SMS-повесток и видеоконференцсвязи. Правда их использование сопряжено с рядом проблем, наиболее весомой из которых является неосведомленность и недоверие к ним процессуальных участников. Г-н Богданов предложил консолидировать усилия рабочих групп по информированию процессуальных сторон о преимуществах использования в судебном процессе современных технологий, поскольку для судебной системы это не только экономия десятков миллионов гривен, расходуемых ныне на почтовую рассылку, но и возможность оперативного уведомления процессуальных сторон о времени судебных заседаний.
Поддерживает инициативу электронизации судебного процесса и Министерство юстиции, которое с начала будущего года вводит обязательность указания в реквизитах процессуальных документов электронного адреса юридического лица. Таким образом, в хозяйственном и отчасти в административном процессе появится возможность перевести судебную корреспонденцию в электронный формат.
Курс на профессионализм
О вопросе стратегии №6 «Профессионализм и совершенство в предоставлении услуг», отображенном в Плане, рассказала начальник отдела методического обеспечения деятельности Высшего совета юстиции Национальной школы судей Оксана Шамрай. Свой доклад она начала с напоминания о том, что 11 сентября с. г. Высшая квалификационная комиссия судей Украины утвердила Стратегический план развития Национальной школы судей на 2014–2018 гг., который состоит из 4 разделов. В нем заложено видение Школы в будущем как заведения судейского образования, отвечающего международным стандартам и национальным потребностям кадрового обеспечения судебной системы, и представляющего собой мощный учебный и научно-методический центр. Далее г-жа Шамрай поделилась планами о проведении интерактивного обучения, повышении статуса Школы и преподавания в ней.
Одним из своих приоритетов НШС определила качественное обучение судей, кандидатов на должность судьи и сотрудников аппарата судов. Впрочем, дополняя выступление г-жи Шамрай, присутствующие предложили рассмотреть возможность разделения обучения судей и сотрудников аппарата между двумя организациями, для чего создать дополнительный орган, ведающий делами судебного аппарата, как это принято, например, во Франции. Члены рабочей группы постановили учесть эти замечания в своей последующей работе.
Также на заседание обсуждались вопросы усовершенствования статистики и делопроизводства, функционирования суда, внедрения единой информационной политики судебной власти и финансирования судов.
Электронный суд – проблема недоверия?
По данным, предоставленным участниками заседания, еженедельно с помощью системы электронного документооборота суды направляют процессуальным сторонам около 3 тыс. решений, что составляет приблизительно по 2 решения на суд. Несколько лучше обстоит дело с SMS-повестками – их еженедельно получают от судов 8 тыс. человек. А количество желающих получить SMS от суда с каждой неделей возрастает на 15%. Видеоконференцсвязь используется судами в среднем 400 раз в неделю, и этот показатель за неделю возрастает на 20%.