Катерина Беляева,
«Судебно-юридическая газета»
Формирование национальной алкогольной политики, особенности акцизного налогообложения по отдельным отраслям и связь акцизного налогообложения с финансированием здравоохранения и спорта, а также философия акцизных налогов стали предметом обсуждения во время круглого стола «Об акцизной политике в Украине в свете возможной Ассоциации с ЕС». В заседании принимали участие народные депутаты, а также представители Министерства доходов и сборов, Министерства здравоохранения, Министерства финансов, Министерства экономического развития, представители Европейской Бизнес Ассоциации, Американской Торговой палаты Украины, Мирового Банка и Ассоциации участников акцизного регулирования.
В ходе заседания был поднят вопрос о строительстве больницы «Охматдет» за счет средств, которые должны поступить в бюджет от поднятия ставки акцизного сбора на табачные и алкогольные изделия. На первый взгляд могло показаться, что именно этот вопрос послужил основанием для проведения заседания, однако, как выяснилось позже, проблема оказалась гораздо существенней.
За чей счет лечить детей?
Действительно, на заседании были рассмотрены 3 законодательные инициативы, посвященные «охматдетовскому» вопросу. Речь идет о законопроектах №3043, №3044 и №3045, разработанных с целью определения дополнительных источников финансирования социальных программ, в т. ч. достройки Национальной детской специализированной больницы «Охматдет» и других учреждений охраны здоровья и спортивного развития. Эту задачу предлагается реализовать путем повышения ставок акцизного налога на пиво, алкогольные и слабоалкогольные напитки, спирт этиловый и табачные изделия, а также введения комплекса мер, предотвращающих потери бюджета при начислении указанных налоговых обязательств. Изменения предлагается внести в ряд положений Налогового кодекса Украины, среди прочего, в части:
Несмотря на то, что авторы законопроектов рассчитывают на их принятие и вступление в законную силу до 1 января 2014 г., все 3 проекта подверглись жесткой критике со стороны присутствующих на заседание. В частности, народный депутат Валентин Ничипоренко указал на то, что если изменения будут внесены только в Налоговый кодекс, но не коснутся Бюджетного кодекса Украины, средства, полученные от повышения ставок акцизного сбора, так и не дойдут до социальных программ.
Повышать или не повышать?
Против повышения акцизного сбора выступили и производители алкогольной и табачной продукции. В частности, было отмечено, что повышение акциза может опустошить национальный бюджет, поскольку рынок заполнится фальсификатом и нелегальной продукцией. Украинские же производительные мощности, по заверению производителей, и так уже себя не оправдывают.
В противовес этой позиции с пламенной речью выступили представители Минздрава, заявив, что смертность трудоспособного населения Украины значительно сократилась в 2009–2010 гг. – именно когда были повышены акцизы на алкоголь и табак. Для пущей убедительности был приведен международный опыт. Так, Германия в 2004 г. ввела налог в размере 55 евро на 1 л 100%-го спирта (в дополнение к действующему налогу на алкоголь в спиртных напитках в размере 13 евро на 1 л 100%-го спирта) для смесей алкогольных и безалкогольных напитков крепостью 1,2–10%. По данным опроса, в следующем году потребление т. н. алкопопсов (популярных слабоалкогольных напитков) среди 12–17-летних подростков страны уменьшилось вдвое. Швейцария в 2004 г. увеличила налог на алкопопсы, установив его в размере в 4 раза выше в расчете на 1 л 100%-го спирта, чем для крепких спиртных напитках. В результате цена бутылки алкопопса емкостью 275 мл выросла с 2,5 до 4 франков. Продажи алкопопсов резко уменьшились, но бюджет Швейцарии все равно получил от их налогообложения на 50 млн франков больше. Повышенные налоги на слабоалкогольные напитки установлены также во Франции, Дании и других странах, что способствовало предупреждению потребления слабоалкогольных напитков среди молодежи.
Вопрос уже решен?
Однако точка в споре была поставлена, исходя не из потребностей общества и хозяйствующих субъектов, а из требований, предъявляемых к Украине в связи с подписанием соглашения об ассоциации с ЕС. Так, в дополнении №28 к проекту соглашения речь идет об адаптации директивы ЕС №92/83/ЕЭС относительно гармонизации структур акцизных налогов на спирт и алкогольные напитки. Исходя из обязательств, взятых на себя Украиной, адаптация должна быть завершена в течение 5 лет.
Согласно положениям директивы, повысить акцизные налоги Украине необходимо в целях обеспечения нормального функционирования внутреннего рынка, приведения в единообразие порядка исполнения обязанностей по уплате акцизного налога и несения ответственности за неисполнение этой обязанности с порядком и условиями в странах-членах ЕС. Таким образом, на уровне Европейского сообщества сведения о поступлении подакцизных товаров на рынок для приобретения конечными потребителями, а также о субъектах, на которых возложена обязанность по уплате акцизного налога, станут общедоступными.
Комментарий
Андрей Сенченко, зампредседателя Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики
– С одной стороны, есть общество, которое волнует отсутствие алкогольной политики в стране. Была в свое время предпринята попытка провести постановление «Об основах алкогольной политики», однако она так и не была доведена Верховной Радой до конца. Общество волнует, что будет завтра. Общество ищет точки опоры. С другой стороны, есть производитель, который заинтересован в развитии своей отрасли. Сегодня сфера производства подакцизных товаров составляет значительную часть экономики нашей страны. Это и поступления в бюджет, и рабочие места. С третьей стороны, есть государство, которое должно определить свои позиции относительно финансирования данной сферы, налогообложения и т. д. Еще одним участником данных отношений выступает потребитель, заинтересованный в получении качественного товара по максимально низкой цене. И мы должны найти оптимальный баланс интересов общества, производителей и государства.