Катерина Беляева,
«Судебно-юридическая газета»
21 августа состоялось очередное (10-е) заседание Совета председателей высших арбитражных, хозяйственных, экономических и иных судов, рассматривающих дела по экономическим спорам (далее – Совет). Совет был создан на основании соглашения Совета глав государств СНГ, подписанного 7 октября 2002 г. в Кишиневе (Молдова) и вступившего в силу 1 апреля 2004 г. Целью создания Совета стало организационное обеспечение сотрудничества между судами, к компетенции которых относится решение споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности. Для этого на Совет возложены функции по обмену правовой информацией в сфере решения экономических споров и применения хозяйственного законодательства, а также проведению взаимных консультаций для выработки согласованных подходов по таким вопросам, как:
Украина принимает гостей
Киев принимал высоких гостей в соответствии с регламентом, утверждающим, что заседания Совета проводятся на территории государства, председатель суда которого избран председателем Совета. На заседание прибыли делегации Высшего арбитражного суда Российской Федерации во главе с председателем суда Антоном Ивановым, Верховного суда Республики Казахстан во главе с председателем суда Бектасом Бекназаровым, Верховного суда Киргизской Республики во главе с председателем суда Ферузой Джамашевой, Высшего экономического суда Республики Таджикистан во главе с председателем суда Наимом Мансуровым, Экономического суда СНГ во главе с председателем суда Людмилой Каменковой, Суда Евразийского экономического содружества во главе с председателем суда Анной Соколовской, исполнительного комитета СНГ во главе с директором правового департамента Владимиром Крохмалем. Украину представляла команда судей во главе с председателем Высшего хозяйственного суда Украины и одновременно председателем Совета Виктором Татьковым, который выступил с приветственной речью, а также докладом об использовании современных электронных технологий в судопроизводстве Украины.
В частности, г-н Татьков подчеркнул, что первоочередной задачей украинского государства является построение открытого информационного общества, для чего высокие технологии внедряются во все сферы его жизнедеятельности. Он рассказал присутствующим о проекте «Электронный суд», с помощью которого у граждан Украины появится возможность взаимодействовать с судами в электронном формате.
Украина попадет в сеть?
О другом электронном проекте докладывал А. Иванов, поскольку именно Высший арбитражный суд РФ, председателем которого он является, решением Совета №93 от 2012 г. был уполномочен подготовить и согласовать в рамках рабочей группы проект международного договора о Евразийской юридической сети по гражданским и экономическим делам. Прежде всего, г-н Иванов предложил внести редакционные правки в название самого договора. По его мнению, «юридическая сеть» является слишком широким понятием, которое должно охватывать всех лиц, имеющих отношение к юриспруденции. Данный же проект замкнут исключительно на судебной практике, что и должно быть отражено в его названии – Евразийская судебнаясеть.
Далее спикер отметил несколько немало важных моментов создания подобного портала. Например, он обратил внимание присутствующих на стратегическую цель Сети – упрощение и ускорение взаимодействия судов путем использования электронных средств коммуникации. При этом он особо подчеркнул, что целесообразно исходить из уже имеющихся технических средств связи и программного обеспечения, не предполагая дополнительного финансирования для их создания. В противном случае недостаток финансирования на решение глобальной задачи может помешать решить более простые аспекты данного вопроса.
Сетевой механизм
Механизмы взаимодействия судов в рамках этой системы предлагаются следующие:
1. Направление запросов по оказанию правовой помощи в электронном виде. Однако здесь следует оговориться относительно того, что подобный запрос должен быть заверен электронной цифровой подписью, которая, в свою очередь, должна быть признана всеми странами-участницами.
2. Использование видеоконференцсвязи. Отметим, что проект соответствующего соглашения также уже разработан Советом, а в Украине, по заверению Государственной судебной администрации, все суды будут обеспечены видеоконференцсвязью уже к концу этого года.
3. Создание интернет-сайта, который, с одной стороны, должен носить информационный характер, а с другой – объяснять, как проходит процесс взаимодействия между судами. Также на сайте предлагается публиковать судебные акты, принятые по делам с иностранным элементом.
4. Привлечение к работе сети дополнительных электронных информационных сервисов. Прежде всего, имеются в виду выписки из государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Данный механизм поможет получать электронные выписки, содержащие информацию о процессуальных сторонах-субъектах хозяйствования, размещенных в другой стране-участнице соглашения.
По итогам доклада А. Иванова Совет вынес решение о принятии информации к сведению и продолжении работы над проектом Сети. Окончательное же завершение ее разработки опять переносится в связи с такими техническими моментами, как, например, отсутствие перевода судебных решений стран-участниц на русский язык, признанный официальным языком Совета.
Тожественная передача полномочий
Также в рамках заседания Совета его участниками были выслушаны доклады Л. Каменковой об отдельных вопросах рассмотрения хозяйственных споров, А. Соколовской – о применении таможенного законодательства, а также А. Иванова – об использовании торговых знаков СССР. В конце заседания, согласно регламенту, был назначен новый председатель Совета. Полномочия В. Татькова в этой части перешли к ФерузеДжамашевой, а г-н Татьков вместе с г-ном Ивановым были назначены сопредседателями Совета.
Комментарии
Наим Мансуров, председатель Высшего экономического суда Республики Таджикистан
– Высший экономический суд Республики Таджикистан является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых экономическими судами, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Экономические суды были созданы на базе арбитражных, однако они наделены более широкими полномочиями относительно решения экономических споров. Законодательство предусматривает, что экономический спор может быть рассмотрен в первой и в кассационной инстанции, минуя апелляцию. После кассационной инстанции дело может быть передано в надзорную инстанцию Высшего экономического суда.
Предполагается, что экономические споры могут быть рассмотрены и третейскими судами. Соответствующий закон уже вступил в силу. Однако пока в третейских судах рассматривается небольшое количество дел, поскольку не все субъекты хозяйствования осознают преимущества подобного решения споров.
Людмила Каменкова, председатель Экономического суда СНГ
– Экономический суд Содружества Независимых Государств существует с 6 июня 1992 г. Его статус определяется соглашением, подписанным руководителями 8 стран: Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан. Целью образования Экономического суда является обеспечение единообразного применения международных договоров, принятых в рамках СНГ. Изначально это были договоры, посвященные только экономическим отношениям, поэтому, говоря о полномочиях Экономического суда, мы в первую очередь подразумеваем полномочия по разрешению экономических споров. Но существует и специальная юрисдикция, распространяющаяся на рассмотрение международных договоров, регулирующих иные, не только экономические отношения. Например, это договора в области защиты социальных прав граждан стран-участниц, имеющих гражданство одной страны, а проживающих на территории другой, таможенные договора и т. д. В этом же направлении формируется и практика толкования юридических норм Экономическим судом СНГ. При этом решения Суда носят рекомендационный характер и не являются обязательными для выполнения государствами-участниками.
Анна Соколовская, председатель Суда Евразийского экономического сообщества
– Решения Суда Евразийского экономического сообщества имеют обязательный характер для стран СНГ. Суд начал свою работу в 2012 г. Его полномочия определены в Уставе, подписанном главами государств Содружества, и состоят в формировании единообразного направления судебной практики, а также единообразного толкования и применения международных договоров, касающихся в основном споров, связанных с таможенными отношениями. Подобные споры охватывают достаточно широкий спектр правоотношений в части оспаривания решений Евразийской экономической комиссии по всем вопросам, касающимся применения таможенного законодательства. Кроме этого, в компетенцию Суда ЕврАзЭС входит толкование отдельных законодательных положений, как принятых в сфере экономической деятельности Таможенного союза, так и иных, действующих в едином экономическом пространстве.
Состав, а также порядок исполнения решений Суда ЕврАзЭС значительно отличают его от национальных судебных органов. Так, судьями Суда ЕврАзЭС могут быть назначены только председатели высших и верховных судов. А в случае неисполнения его решения Суд ЕврАзЭС может обратиться непосредственно к главам государств.
Антон Иванов, председатель Высшего арбитражного суда Российской Федерации
– Мы предлагаем подписать между странами-участницами конвенцию о Евразийской судебной сети. Идея состоит в том, чтобы создать простой механизм сообщения между судами в электронном виде для выполнения судебных поручений, которые сейчас суды направляют друг другу в письменном виде с соблюдением сложной иерархии государственных органов. Подобное сообщение может осуществляться при условии взаимного признания соответствующих цифровых подписей судов, направляющих эти запросы посредством электронной почты. Другим компонентом этой модели станет возможность создания опции участия в судебном заседании представителей стран-участниц посредством видеоконференцсвязи.