Ответственность, возложенная сейчас на органы судейского самоуправления, поистине немалая. Как известно, судейское самоуправление должно способствовать созданию надлежащих условий для нормальной деятельности судов и судей, утверждать независимость суда, обеспечивать защиту судей от вмешательства в их деятельность. Но хватает ли ему реальных рычагов для этого?
В продолжение серии публикаций, приуроченных к юбилею административной юстиции, своим мнением относительно развития судейского самоуправления в эксклюзивном интервью с «Судебно-юридической газетой» поделился председатель Совета судей административных судов, судья Высшего административного суда Украины, член Высшего совета юстиции Николай Кобылянский.
Беседовала Наталья Мамченко,
«Судебно-юридическая газета»
– Николай Генрихович, Вы возглавляете наиболее оперативный орган судейского самоуправления системы админсудов – Совет судей. Как происходило становление органов самоуправления в системе административных судов?
– Становление органов судейского самоуправления административных судов происходило параллельно с развитием административной юстиции в Украине.
Органы судейского самоуправления – принципиально новая организация в судебной ветви власти. Это результат демократических изменений в обществе, пришедших на смену административному стилю управления судами. Согласно ст. 114 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», организационными формами судейского самоуправления являются, в частности, собрания судей, советы судей, конференции судей судов соответствующих специализаций.
Если говорить о собраниях судей, то в течение 10 лет деятельности Высшего административного суда Украины ими рассматривались вопросы внутренней деятельности суда, которые относились к полномочиям собрания в соответствии с действующим на тот период законодательством. В частности, обсуждались актуальные вопросы об утверждении нормативных документов, регулирующих организацию деятельности суда, об определении специализации судей по рассмотрению конкретных категорий дел, образовании и составе судебных палат и назначении их секретарей, о практике применения законодательства, в т. ч. разработке предложений по совершенствованию судебной практики и законодательства, о состоянии автоматического распределения дел между судьями ВАСУ, заслушивались отчеты судей, занимающих административные должности в суде, руководителя аппарата суда и т. п.
Первое собрание судей ВАСУ, на котором был рассмотрен вопрос относительно организационных мероприятий по началу работы Высшего административного суда, состоялось 26 мая 2004 г. при участии 8 судей: А. М. Пасенюка, В. И. Бутенко, С. В. Матолича, А. Н. Панченко, Н. А. Сороки, М. И. Смоковича, М. И. Цуркана, А. И. Панченко.
– Важной составляющей судейского самоуправления являются также конференции судей...
– Да, это очень важные собрания судейского самоуправления, на которых принимаются стратегические решения. За время существования в Украине админюстиции состоялось 12 конференций судей админсудов, на которых принято около 50 важных решений, касающихся деятельности системы административных судов.
Участие в первой конференции судей административных судов Украины, которая состоялась 25 сентября 2005 г., приняли все 18 избранных на то время судей админсудов, а именно судьи Высшего административного суда Украины. В октябре того же года конференцией судей админсудов впервые избран Совет судей административных судов Украины в составе 7 судей ВАСУ: Бим Магдалины Евгеньевны (секретарь Совета судей с декабря 2005 г. по ноябрь 2008 г.), Заики Николая Николаевича, Матолича Степана Васильевича (председатель Совета судей с октября 2005 г. по июнь 2010 г.), Панченко Алексея Ивановича, Смоковича Михаила Ивановича (заместитель председателя Совета с декабря 2005 г. по сентябрь 2006 г.), Сороки Николая Алексеевича, Шипулиной Татьяны Михайловны.
– Какова роль Совета судей админсудов в становлении административной юстиции в Украине?
– Совет судей административных судов (далее – ССАС – прим. ред.) принимал активное участие в формировании судов административной юрисдикции, создании надлежащих условий для их работы, решая основные задачи, законодательно определенные для органов судейского самоуправления, в тесном сотрудничестве с ВАСУ. Основное внимание членов ССАС было сосредоточено на вопросах, связанных с кадровым обеспечением деятельности админсудов, улучшением финансового, материально-технического обеспечения, а также предоставлением помещений, пригодных для осуществления судопроизводства. Благодаря усилиям ВАСУ и ССАС был разработан ряд нормативных и методических документов относительно деятельности судов и судей, осуществлялись мероприятия по совершенствованию организации работы админсудов и обеспечению организационного единства их функционирования.
За время деятельности Совета судей административных судов проведено 80 заседаний, на которых принято более 770 решений по вопросам внутренней деятельности административных судов. По мере формирования админсудов и увеличения численности корпуса судей количество членов ССАС увеличивалось. Так, с 19 мая 2006 г. его численность составляла уже 17, а с 8 декабря 2007 г. – 23 человека. Конференцией судей административных судов Украины 7 ноября 2008 г. определен количественный и персональный состав Совета судей админсудов из 38 членов. На конференции судей 18 мая 2009 г. численный состав Совета увеличен до 39 судей.
Во исполнение требований Закона «О судоустройстве и статусе судей» конференцией судей административных судов Украины 20 августа 2010 г. сформирован новый состав ССАС в количестве 11 человек. В настоящее время деятельность Совета направлена на создание надлежащих организационных и др. условий для обеспечения нормальной деятельности судов и судей, утверждение независимости суда, обеспечение защиты судей от вмешательства в их деятельность, а также на повышение уровня работы с кадрами в системе судов.
– Одним из наиболее болезненных вопросов для судебной системы остается вопрос финансирования судебной ветви власти. Как эту ситуацию, на Ваш взгляд, можно решить раз и навсегда?
– Да, действительно, проблема финансирования является очень острой и болезненной. Особенно это касается административных судов, которые начали работать не так давно. ССАС в пределах своих полномочий активно работает над этим вопросом и пытается отстоять свою позицию относительно его решения. К сожалению, это требует времени – не день, не месяц и даже не год.
Почти на каждом заседании предметом рассмотрения ССАС является вопрос финансирования судов административной юстиции. Мы подробно анализируем ситуацию, готовим предложения относительно путей решения проблем и принимаем соответствующие решения. В частности, готовим обращения к Государственной судебной администрации и Совету судей Украины (далее – ССУ).
Недавно Совет судей админсудов подготовил законопроект «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно финансирования судебной власти», который направил в ССУ для решения вопроса по инициированию этих изменений. В свою очередь, Совет судей Украины поддержал этот законопроект и обратился к Кабинету министров Украины как к субъекту законодательной инициативы с предложением о его внесении на рассмотрение парламента.
Также замечу, что финансовое обеспечение судов тесно связано с вопросами независимости судей, поскольку оно определяет условия, в которых суды выполняют свои функции. Отсутствие финансирования системы административных судов ставит под угрозу обеспечение своевременного и качественного рассмотрения дел.
Можно ли окончательно решить проблему финансирования органов судебной власти? Безусловно. Независимость финансирования судебной системы – вот залог независимости судов и судей. А для этого необходимо законодательно установить особый порядок финансирования судебной власти. Если урегулировать вопрос распределения средств между судами и обеспечить достойное финансирование судов, а также защитить их в полной мере от давления со стороны органов государственной власти, проблему обеспечения реальной независимости судов и судей можно решить раз и навсегда. Ведь обеспечение финансирования и функционирования судебной власти согласно с определенными Конституцией Украины принципами является обязательным условием надлежащей защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, развития демократического общества, построения правового государства.
– Какие первоочередные задачи сегодня стоят перед органами судейского самоуправления, в частности, Советом судей административных судов?
– С момента принятия Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», который стал для судебной системы основой для дальнейшего развития, прошло 2 года. Но даже за столь короткое время можно увидеть результаты и сделать выводы о кардинальных изменениях для всей судебной системы. Особенно это касается органов судейского самоуправления, на которые этим Законом возложена огромная ответственность перед всей судебной системой, поскольку основной задачей этих органов является обеспечение самостоятельности судов и независимости судей.
Так, к компетенции ССАС, среди прочего, отнесен и контроль за организацией деятельности административных судов. И в течение последних 2 лет Совет изучил состояние организации работы и предоставил методическую помощь Волынскому, Закарпатскому, Ивано-Франковскому, Киевскому, Львовскому, Тернопольскому окружным административным судам, а также Киевскому, Львовскому, Одесскому апелляционным административным судам.
По моему мнению, оказание практической и методической помощи судам является одним из приоритетных направлений работы ССАС. Для его усовершенствования была создана рабочая группа с участием членов Совета, судей и работников аппарата ВАСУ и Государственной судебной администрации, которой разработан проект Методических рекомендаций по изучению состояния организации работы и организационного обеспечения апелляционных и окружных административных судов. 1 октября 2012 г. Советом судей админсудов эти методические рекомендации утверждены.
На постоянном контроле Совета находятся и вопросы кадровых назначений, ведь залог успешной работы судебной системы – высококвалифицированный состав судейского корпуса. Поскольку Законом «О судоустройстве и статусе судей» Совет судей вносит представления в Высший совет юстиции о назначении судей на административные должности и увольнении их с этих должностей, Советом определен четкий механизм рассмотрения таких вопросов.
Постоянно ведется работа по повышению уровня организации деятельности административных судов, заслушивается соответствующая информация председателей окружных и апелляционных админсудов, а также информация Государственной судебной администрации по вопросам организационно-материального обеспечения административных судов. Поэтому говорить, что то или иное задание является первоочередным, по моему мнению, нельзя. Главной и первоочередной задачей Совета судей административных судов была и остается его работа во всех аспектах, конечно, в пределах его компетенции, что обеспечит организационное единство функционирования административных судов.
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Родился 8 марта 1959 г. в с. Старая Котельня Андрушевского района Житомирской области.
В 1983–1987 гг. учился в Харьковском юридическом институте им. Ф. Э. Дзержинского по специальности «Правоведение». С 1987 по 1993 г. работал в органах прокуратуры. В 1993–2002 гг. – судья Андрушевского районного народного суда Житомирской области. С 2002 г. в течение 4 лет занимал должность судьи Апелляционного суда Житомирской области.
С 2006 г. и по настоящее время – судья Высшего административного суда Украины. 21 июня 2010 г. избран председателем Совета судей административных судов. Указом Президента от 20.09.2010 назначен на должность члена Высшего совета юстиции.
Николай Генрихович – заслуженный юрист Украины.