С начала предыдущей недели для сотрудников Центральной избирательной комиссии наступили горячие дни: 30 июля начался прием документов от претендентов на депутатские кресла в Верховной Раде. Как известно, новый избирательный закон предусматривает, что кандидатов по мажоритарным округам теперь будет регистрировать ЦИК, а не окружные избиркомы. Каждый претендент должен будет лично принести документы и получить свое удостоверение. Если предположить, что кандидатов-мажоритарщиков будет несколько тысяч, нетрудно представить, с каким потоком документов придется иметь дело ЦИК.
Документы для регистрации как партийных списков, так и кандидатов в мажоритарных округах должны быть представлены Комиссии не позднее 13 августа. Комиссия в течение пяти дней принимает решение о регистрации или об отказе в регистрации. Однако уже сейчас очевидно, что у некоторых кандидатов (в частности, у любителей длительных заграничных поездок) с регистрацией могут возникнуть неожиданные проблемы.
Осложняют ситуацию пробелы в действующем законодательстве, которые дают возможность довести избирательный процесс до абсурда. Например, ЦИК не будет иметь права отказать кандидату в регистрации во всех 225 мажоритарных округах или без указания его фамилии, ведь закон этого не запрещает. А попытки ЦИК откорректировать своими постановлениями законодательные пробелы, руководствуясь здравым смыслом, могут вызвать массовый поток исков в админсуды. Каким образом избежать рисков во время избирательной кампании, выясняла «Судебно-юридическая газета».
Несмотря на то, что предвыборная агитация должна начаться лишь после регистрации кандидатов в народные депутаты, на улицах давно появились плакаты с изображениями политических лидеров. Но нельзя забывать, что регистрация – этап немаловажный, и для некоторых кандидатов он может закончиться не совсем успешно. На момент сдачи номера в печать (3 августа) заявления поданы 764 кандидатами в одномандатных округах и 214 – в мажоритарных. Теперь все будет зависеть от Центральной избирательной комиссии (далее – ЦИК), которая по ныне действующему избирательному закону является единственным органом, отвечающим за допуск претендента на кресло в украинском парламенте к следующему этапу. Однако в самой ЦИК считают, что пробелы нового Закона «О выборах народных депутатов Украины» №4061-VI от 17.11.2011 (далее – Закон №4061-VI) на практике могут негативно повлиять на этот процесс и перевести вопрос в судебную плоскость.
Править поздно
Хотя в течение июля 2012 г. ЦИК приняла ряд подзаконных актов, направленных на обеспечение реализации положений Закона №4061-VI, правовая основа организации и проведения выборов остается несовершенной. Избирательный закон содержит ряд недостатков в определении оснований для отказа в регистрации кандидатов, организации голосования, подсчета голосов и установления итогов голосования на зарубежных избирательных участках. Как пояснил член ЦИК Михаил Охендовский, «при нынешней редакции закона попросту невозможно провести выборы без нарушений, в нем много технических недочетов. Например, закон разрешает одному лицу баллотироваться одновременно хоть по 225 округам».
Комиссия попыталась было исправить существующие недостатки закона, но инициатива членов Центризбиркома Андрея Магеры и уже упомянутого г-на Охендовского, внесенная в парламент в виде законопроекта №10533 от 24 мая группой народных депутатов, не нашла всеобщей политической поддержки и была отозвана. Негодование парламентариев вызвало предложение о запрете одновременного баллотирования по мажоритарным округам. «Кто будет проверять, не фальшивое ли письменное заявление кандидата о регистрации его кандидатуры во втором округе? На практике человека просто снимут с регистрации, и пока он будет доказывать свою правоту в суде, пройдут сроки регистрации», – возмущался народный депутат Сергей Подгорный. Кроме того, нардепы опасались, что технические вопросы – лишь повод для правки ключевых положений закона.
В итоге, вместо устранения недочетов действующего закона, парламент 5 июля 2012 г. в первом чтении и в целом принял Закон «Об особенностях обеспечения открытости, прозрачности и демократичности выборов народных депутатов 28 октября 2012 г.» №10681, которым предусмотрена видеофиксация голосования и подсчета голосов. Насколько этот закон повлияет на прозрачность выборов, станет известно во время голосования. Пока же вместо так необходимых законодательных правок ЦИК своими постановлениями пытается откорректировать хоть что-то.
Отозвали за вас
Как уже было сказано, нардепы от оппозиции протестовали против запрета одновременного баллотирования по мажоритарным округам из-за возможности фальсификации волеизъявления кандидатов. Но закон допускает возможность подмены их воли на другом этапе – самовыдвижения. Скажем, каждый может передумать. Например, человек собрал кипу документов, оплатил 13224 грн денежного залога, выстоял длиннейшую очередь в ЦИК, чтобы лично сдать заявление о самовыдвижении. Но потом на третий-пятый день ему в голову приходит: а зачем мне этот депутатский мандат? Закон возможность «передумать» предусмотрел – согласно ч. 4 ст. 59 Закона №4061-VI, лицо, выдвинутое кандидатом в депутаты в одномандатном округе в порядке самовыдвижения, вправе до дня регистрации отозвать свое заявление о самовыдвижении кандидатом в депутаты. С момента получения ЦИК заявления об отзыве заявления о самовыдвижении такое лицо считается таким, которое отказалось от баллотирования.
Как видим, закон не содержит никаких указаний на способ, которым подобное заявление поступает в ЦИК, в частности, не запрещает направить его по почте. Сообщать самовыдвиженцу о поступлении такого заявления ЦИК не обязана и решений по нему не принимает. Что, впрочем, вполне логично – за исключением ситуации, когда сам кандидат понятия не имеет, что кто-то от его лица подал такое заявление. Ведь напечатать его на принтере и поставить подпись, вполне схожую с подписью кандидата, вряд ли составляет большую проблему. Понятно, что если какой-то неадекватный гражданин направит в Комиссию заявление от имени известного депутата, в ЦИК ее проверят, и получив заверения, что тот «ни сном, ни духом», передадут «заявление» правоохранителям для поиска злоумышленника. А если заявление поступит, например, от имени «новичка» в политике? Отметим, что по закону повторное заявление о самовыдвижении ЦИК не принимает. И в суде защитить нарушенное право будет непросто – как минимум, истец должен будет предоставить выводы графологической экспертизы, что его подпись под заявлением была подделана, а это вряд ли возможно в срок, установленный для рассмотрения судебных дел, связанных с выборами.
Путешественникам в Раде не место
Закон №4061-VI определяет 7 оснований для отказа в регистрации (ст. 60), в т. ч. одновременное баллотирование по мажоритарному округу и по спискам партий, непредставление обязательного документа, прекращение гражданства, недееспособность, судимость за совершение умышленного преступления. Кроме того, у ЦИК есть возможность отказать кандидатам, которые очень любят бывать за границей. Согласно ч. 1 ст. 9 Закона, депутатом может быть избран гражданин Украины, проживающий на территории Украины 5 последних лет. Это так называемый «ценз оседлости», несоответствие которому является основанием для отказа в регистрации кандидатом и даже для отмены регистрации. А в ч. 2 этой статьи определено, что такое «проживание на территории Украины». К исчерпывающему перечню относятся пять случаев: на судне, плавающем под государственным флагом Украины; за границей на работе в дипломатических миссиях и международных организациях; на полярной станции Украины; в составе формирования вооруженных сил, дислоцированных за пределами Украины. Т. е. периоды пребывания за границей на отдыхе, на лечении, в связи с учебой или работой – это те периоды, в течение которых, получается, человек не проживал на территории Украины, что может быть основанием для отказа ЦИК в регистрации. Имея определенный админресурс, такую информацию можно собрать и предоставить в Центризбирком или в суд как обоснование требования не регистрировать вояжера.
К слову, проблемы с регистрацией могут возникнуть у недавно заявившего о своих политических амбициях футболиста Андрея Шевченко, поскольку тот до 2009 г. большую часть времени проживал за границей, выступая за клубы «Милан» и «Челси». Как подчеркнул зампредседателя Центральной избирательной комиссии А. Магера, если будут документы, подтверждающие, что конкретное лицо не проживало в Украине в течение последних 5 лет, это может быть основанием для отказа в регистрации.
Нет документа – нет кандидата
Если сравнить содержание ч. 1 и 2 ст. 55 Закона №4061-VI, легко увидеть, насколько сложной будет миссия самовыдвиженцев. Согласно ч. 2, ЦИК регистрирует кандидата в депутаты, баллотирующегося по одномандатному округу в порядке самовыдвижения, при условии предъявления им лично паспорта или временного удостоверения гражданина Украины. Т. е. самовыдвиженец будет сдавать документы лично. И если вспомнить многочасовые очереди в ЦИК, когда туда подавались предложения в состав теркомиссий по местным выборам 2010 г., можно посочувствовать солидным людям, которые претендуют на то, чтобы стать депутатами, и давно забыли, что это такое очередь.
Но только неудобствами дело не ограничивается – есть и более опасные вещи. В перечень документов, которые подает в ЦИК самовыдвиженец, входит и заявление о самовыдвижении, датированное днем подачи документов для регистрации его кандидатом в депутаты в ЦИК (п. 1 ч. 2 ст. 55 Закона). А согласно п. 2 ч. 3 ст. 59, считается, что лицо, которое на день подачи в ЦИК документов о регистрации его кандидатом в депутаты в одномандатном округе в порядке самовыдвижения не подало заявления о самовыдвижении, отказалось от баллотирования со дня подачи документов для регистрации его кандидатом в депутаты (ст. 55 Закона). Заявление такого лица о самовыдвижении, поданное после получения ЦИК документов, не принимается.
На ЦИК будут жаловаться
Одним из последних актов ЦИК устранила коллизию, связанную с порядком изготовления информационных плакатов кандидатов. Проблема заключалась в том, что документы, в т. ч. программа, автобиография и фотографии, при регистрации подаются в ЦИК, а изготавливать плакаты должны окружные комиссии, у которых такие документы отсутствовали. Но это лишь малая толика тех нюансов, с которыми предстоит разбираться Центризбиркому. Играя на популизме, часть парламентариев проигнорировала просьбу ЦИК внести технические изменения в Закон №4061-VI, тем самым еще больше осложнив и без того нелегкую задачу нормального обеспечения избирательного процесса.
Не исключено, что глобальной проблемой ЦИК могут стать судебные иски от кандидатов в депутаты и политических партий. А пробелы в действующем избирательном законодательстве дают возможность довести избирательный процесс до абсурда. Например, ЦИК не будет иметь права отказать кандидату в регистрации во всех 225 мажоритарных округах или без указания его фамилии, ведь закон этого не запрещает. Конечно, Комиссия может, руководствуясь здравым смыслом, урегулировать законодательные пробелы своими постановлениями, но тогда у кандидатов и у других субъектов избирательного процесса появится возможность завалить административные суды исками. При обжаловании каждого не понравившегося акта Центризбиркома у них появится чудесный аргумент – этот документ не соответствует Закону о выборах. И если суды сочтут такой аргумент обоснованным, такие акты ЦИК могут быть приостановлены. Любое же «провисание» во время избирательного процесса ведет к злоупотреблениям.
Как отметил председатель ЦИК Владимир Шаповал, «комментировать закон не хочется, глупостей и абсурдностей там достаточно. Сама ситуация будет разрешена таким образом (это очевидно, и никуда мы от этого не денемся): ЦИК своими постановлениями по существу подменит Верховную Раду и будет заниматься тем, что в Конституции отнесено к полномочиям парламента. Моя оценка ситуации: это безобразие, которое говорит о том, что у нас к праву относятся, мягко говоря, легкомысленно. К тому же, выходит, что хвост крутит собакой, когда ЦИК устанавливает законодательные, по определению, правила, которыми он же должен руководствоваться». По мнению г-на Шаповала, так или иначе, найдутся кандидаты, которые подадут документы без фамилий, а потом будут обращаться в суды и засыплют их исками.
Таким образом, перед Центризбиркомом стоит непростая задача: лавируя между законодательными нормами, обеспечить равный для всех кандидатов в депутаты, прозрачный и честный избирательный процесс.
Наталья Мамченко,
«Судебно-юридическая газета»
Комментарии
Татьяна Лукаш, секретарь ЦИК
– Центризбирком всегда применял и будет применять нормы закона, который на данный момент действует. Поэтому, если кандидатом соблюдены требования закона, он, естественно, будет зарегистрирован. Иного подхода у нас быть не может. Конечно, каждый случай индивидуален, и к каждому кандидату должен быть одинаковый и объективный подход. Мы смотрим, какие документы поданы, как они заполнены, правильно ли там все указано. Если есть ошибки, просим их исправить – это нормальный рабочий процесс.
Срок окончания выдвижения и подачи документов – до 13 августа включительно. Выдвижение кандидатов по партийным спискам и в одномандатных округах заканчивается 9 августа, потом еще дается время уже оформленные документы подать нам. А нам с 13 августа дается 5 дней на то, чтобы принять решение: зарегистрировать или отказать в регистрации. Если в этот период обнаруживаются какие-то технические ошибки, которые подлежат исправлению, они исправляются кандидатом в течение 2 дней: человеку элементарно посылается телефонограмма и сообщается об ошибках. Кроме того, немаловажный момент: согласно законодательству, технические ошибки и мелкие недостатки не являются основанием для отказа. Тем более, что потенциальные кандидаты, как правило, очень внимательно к этому относятся и исправляют все буквально за полдня. Каждый заинтересован, чтобы его документы были в порядке, потому что потом сведения в неисправленном виде появятся в бюллетенях и на предвыборном плакате, и кандидату будет просто стыдно.
Отзыв заявления после регистрации означает, что человек не может повторно подать такое заявление. Поэтому мы внимательно будем подходить к каждому такому случаю и, естественно, выяснять обстоятельства. Это очень серьезный вопрос, и он требует изучения. Если каждый из нас будет относиться к выборам спокойно, с должным уважением к законодательству и его исполнению, я уверена, что все будет в порядке.
Александр Черненко, председатель правления Комитета избирателей Украины
– Сейчас, с введением Единого государственного реестра избирателей, существует такое понятие, как избирательный адрес. В 90% случаев он совпадает с фактическим адресом или с адресом регистрации, но есть люди, которые указывают свой избирательный адрес не по месту регистрации, а по месту фактического проживания. Однако эти люди есть в Единой базе реестра. И если человек придет с паспортом на участок, где он зарегистрирован, но его в списках не будет, он может сколько угодно показывать свою регистрацию, но его не включат, поскольку у него другой избирательный адрес. Таким образом, здесь я особенных проблем не вижу.
Если человек не хочет участвовать в выборах, он с соответствующим заявлением обращается в ЦИК, которая своим решением аннулирует регистрацию этого кандидата, о чем сообщает в окружную избирательную комиссию. Если бюллетени уже напечатаны, напротив фамилии этого человека ставится «выбыл». Такое заявление должно быть подано, во-первых, лично, а во-вторых, ЦИК должна проверить правдивость информации, т. е. связаться с этим кандидатом, чтобы выяснить обстоятельства. Эта процедура должна происходить не по почте, а лично.
Жанна Усенко-Черная, заместитель председателя ЦИК
– Безусловно, мы будем как-то корректировать моменты, где есть законодательные коллизии и пробелы, по мере приближающихся соответствующих стадий избирательного процесса. Но есть некоторые пробелы, которые крайне тяжело устранить. О них ЦИК говорила в своем постановлении от 8 мая, когда предлагала внести изменения в Закон №4061-VI. Мы разработали законопроект, подали его на рассмотрение ВР, но, к сожалению, он был отозван.
Некоторые коллизии мы уже устранили своими постановлениями. Например, была большая проблема с изготовлением плакатов кандидатов, которые регистрируются в одномандатных округах. Документы при регистрации подаются в ЦИК, а окружные комиссии должны изготавливать плакаты с учетом тех документов, которые у них отсутствуют, потому что они находятся в ЦИК (это избирательная программа, автобиография и фотографии).
По поводу отсутствия необходимости указывать в бюллетенях фамилии – это абсолютнейший абсурд (ч. 4 ст. 80 Закона «О выборах народных депутатов»). Я думаю, что здравый смысл должен победить, и никто не должен страдать от технических неточностей и безответственного отношения при подготовке избирательных документов. Безусловно, ЦИК будет это исправлять, и фамилии кандидатов будут присутствовать в бюллетенях. Иначе мы предлагаем «кота в мешке» – избиратель не сможет сориентироваться, за кого он голосует.
Николай Козюбра, член Конституционной Ассамблеи, судья КСУ в отставке
– Центризбирком не может урегулировать пробелы в законе, он может только конкретизировать соответствующие положения законодательства и в какой-то мере определенные элементы растолковать. Кандидаты могут обжаловать акты ЦИК в административном суде. Это возможно, и последствия такие я предполагаю, потому что, если есть очевидные пробелы, они должны быть урегулированы законом. Хотя уже в ходе избирательной кампании такие вопросы не решаются. В этой ситуации я понимаю сложности для ЦИК, но к этому вопросу следует подходить осторожно, чтобы не толковать и не конкретизировать положения закона таким образом, чтобы это было выгодно одной из сторон.
Относительно фамилий, действительно, надо искать выход из ситуации. Но смотря как ЦИК подойдет к этому вопросу. Необходимо рассматривать каждый конкретный случай, но на самом деле возможности ЦИК достаточно ограничены.
Андрей Магера, заместитель председателя ЦИК
– Я не исключаю, что со стороны кандидатов возможны иски по поводу обжалования актов ЦИК. Сегодня мы рассматриваем вопросы регистрации кандидатов, в частности тех, которые в числе первых подали документы на регистрацию в ЦИК, а также кандидатов от нескольких партий, кандидатов-мажоритарщиков и самовыдвиженцев. Кроме того, предварительно планируется рассмотрение вопроса о регистрации официальных международных наблюдателей.
Пробелов очень много. Это и регистрация доверенных лиц (в одних случаях указано, что их регистрирует ЦИК, в других – что окружная избирательная комиссия), и отсутствие фамилии в избирательном бюллетене, и ряд других нюансов, которые не полностью урегулированы в новом законе. К сожалению, с такими случаями мы будем сталкиваться, но ЦИК, опираясь на общие принципы избирательного процесса, будет выходить из этих ситуаций.
В случае с отзывом заявления о выдвижении, безусловно, мы будем проверять эти факты, связываться с кандидатом по телефону, который он оставил во время регистрации, и если не будет никаких сомнений, что это лицо действительно подало заявление об отзыве, безусловно, будем реагировать и принимать решения. Это право кандидата – отказаться идти в ВР, если он принял такое решение.
Мини-интервью
Своими прогнозами о правовых нюансах проведения грядущих выборов с «Судебно-юридической газетой» поделился Сергей Кивалов – председатель парламентского Комитета по вопросам правосудия, с февраля по декабрь 2004 г. – председатель Центральной избирательной комиссии.
– По Вашему мнению, не приведет ли к массовым искам со стороны субъектов избирательного процесса то, что некоторые процедуры, касающиеся регистрации кандидатов в депутаты, будут урегулированы не законом, а актами ЦИК? Например, если ЦИК определит, что отсутствие фамилии кандидата в депутаты в поданных документах является основанием для отказа в регистрации?
– Это ошибка. В отношении фамилии кандидата ЦИК не нужно ничего «доурегулировать» – ст. 54 и 55 избирательного закона обязывают и кандидатов-мажоритарщиков, и партии, подающие списки, по каждому кандидату предоставить автобиографию, а в ней указать фамилию, имя и отчество; кроме того, необходимо предоставить ксерокопию первых страниц паспорта с Ф.И.О. Поэтому речь идет не о урегулировании, а о выполнении требований действующего закона.
В целом же, иски к ЦИК были, есть и будут. Каждый избирательный закон принимается парламентом в результате политического процесса, а это всегда чревато недостатками текста. Функция разъяснения ЦИК вопросов применения действующего законодательства необходима и неизбежна, без нее в Украине не состоялись бы ни одни демократические выборы. Обеспечение проведения выборов и установления их результатов – важнейшая гарантия избирательного права граждан, без которой это право ничтожно. А раз есть разъяснения ЦИК, то будут и недовольные ими. Право кандидатов и других субъектов избирательного процесса на обжалование актов ЦИК – тоже одна из составляющих избирательного права. Жалобы названной вами категории должны будут подаваться в Киевский апелляционный суд. Уверен, система административной юстиции сможет оперативно и правомерно их разрешить.
– На Ваш взгляд, может ли отсутствие на протяжении длительных периодов гражданина Украины на ее территории в связи с работой за рубежом являться основанием для отказа в регистрации его в качестве кандидата в народные депутаты?
– Не может, а должно. Есть требование ст. 9 закона – проживать на территории Украины в течение последних 5 лет. Впрочем, есть и исключения – для наших дипломатов, работавших в составе представительств Украины за рубежом, моряков, плававших на судах под государственным флагом Украины, военнослужащих, служивших за рубежом, участников полярных экспедиций. Это общемировая практика. Переселенцы (так называемые «экспаты») из ЕС, поселившиеся в Украине, даже сохраняя иностранное гражданство, точно так же не могут вдруг вернуться на родину и немедленно выставить свою кандидатуру на выборы в тамошний парламент – законы не позволяют.
– Какие спорные вопросы, на Ваш взгляд, могут возникнуть во время этой избирательной кампании в связи с законодательными пробелами?
– Я бы отметил, что в этот раз избирательный закон был принят заблаговременно и на дату старта избирательного процесса остался стабильным. Значит, у ЦИК было время просчитать алгоритм выборов, а основные проблемы выявить и проработать. Остается, конечно, вопрос о видеофиксации голосования на парламентских выборах – в первую очередь, вопрос финансирования.
А споры обязательно будут, и никаких объективных оснований для этого не нужно. Не забываем, что спор – это один из наших национальных видов спорта, и выборы он уж точно не обойдет стороной.
Документы для регистрации кандидата в порядке самовыдвижения:
1) заявление о самовыдвижении, датированное днем подачи документов
для регистрации, и согласие на обнародование биографических сведений в связи с участием в выборах;
2) автобиография на бумажном носителе и в электронном виде, которая обязательно должна содержать фамилию, собственное имя (все имена) и отчество (при наличии), число, месяц, год и место рождения, гражданство с указанием времени проживания на территории Украины, сведения об образовании, трудовой деятельности, должность (занятие), место работы, сведения об общественной работе (в т. ч. на выборных должностях), о партийности, составе семьи, адрес места жительства, контактный номер телефона, сведения о наличии или отсутствии судимости;
3) декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах
финансового характера кандидата в депутаты согласно ст. 57 Закона;
4) документ о внесении денежного залога в соответствии со ст. 56 Закона;
5) 4 фотографии кандидата размером 4х6 см на бумажных носителях и в электронном виде;
6) ксерокопии первой и второй страниц паспорта гражданина Украина кандидата;
7) предвыборная программа в электронном виде на государственном языке.
Типичные ошибки при подаче самовыдвиженцами документов в ЦИК, на основании которых вероятен отказ в регистрации: