Сегодня подавляющее большинство споров в Украине разрешаются в судебном порядке. При этом стороны конфликта не учитывают, что при судебном разбирательстве выносится решение в интересах только одной стороны, интересы же другой зачастую остаются неудовлетворенными. А ведь с помощью неформальных подходов, базирующихся на взаимной заинтересованности сторон, эффективное решение возникших проблем возможно и без доведения дела до судебного рассмотрения. Речь идет о медиации – внесудебном урегулировании споров. Именно ей посвящен проект закона «О медиации» №10301 от 05.04.2012, поданный парламентариями на рассмотрение ВР Украины.
Как известно, медиация – это метод решения споров с привлечением посредника (медиатора). К его помощи обращаются в случаях, если возник спор или конфликт, который необходимо решить быстро и эффективно и при этом сохранить партнерские отношения с другой стороной. А поскольку стороны не всегда готовы говорить между собой о своих приоритетах, без такой помощи им часто не удается прийти к согласию. Авторы документа отмечают, что медиация в Украине уже развивается, но нормативно-правовых актов, которые создавали бы условия для ее развития и применения, сегодня не существует. Поэтому основной целью законопроекта №10301 и есть создание правовых условий и законодательное закрепление общих принципов осуществления медиации в Украине.
Кроме того, медиация является достойной альтернативой судебному урегулированию споров. При этом сторонам не приходится тратить немалые средства на услуги юристов: на подготовку исковых документов, организацию и проведение судебных процессов, представительство интересов сторон в суде. Важно и то, что принятие этого документа позволит уменьшить нагрузку на судей и судебные органы, поскольку большинство конфликтов, к которым будет применяться медиация, будут иметь позитивное решение, и такие дела не будут доходить до суда.
Все в руках сторон конфликта
При рассмотрении дел судья руководствуется законами и имеющимися доказательствами, которые может трактовать лишь как достоверные или недостоверные и оценивать по своему внутреннему убеждению, а в медиации любая из сторон может признать, что претензии другой стороны являются в известной мере обоснованными, и согласиться на компромиссное решение.
Процессуальные сроки во время производства по делу устанавливаются, возобновляются, продолжаются исключительно судом, независимо от неотложности разрешения спора, поэтому некоторые дела могут рассматриваться годами. Нередки случаи, когда в связи с продолжительностью судебного процесса вопросы, на основании которых подавались судебные иски, теряют актуальность, а стороны несут значительные материальные и моральные убытки. Даже в случае принятия долгожданного судебного решения его выполнение тоже может затягиваться на годы. При применении медиации в разрешении конфликта стороны самостоятельно определяют срок его рассмотрения, и во многих случаях он может быть разрешен в пользу обеих сторон в течение одного (!) дня.
Кто может быть медиаторам
Согласно ст. 2 законопроекта №10301, медиация может проводиться при спорах, возникающих из гражданских, семейных, хозяйственных, административных правоотношений, а также в уголовных делах в соответствии с этим законопроектом и с учетом особенностей, предусмотренных УПК и УК. Медиатором может быть физическое лицо, достигшее 21 года и прошедшее специальную подготовку по направлению «медиация» в Украине или за ее пределами. При этом медиаторами не могут быть лица, признанные в судебном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными; имеющие не снятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость; госслужащие, а также другие лица, для которых законом установлены соответствующие ограничения. Договором сторон могут устанавливаться дополнительные требования к медиатору.
Документом, который подтверждает прохождение лицом подготовки по медиации и его профессиональную пригодность как медиатора, является диплом или сертификат, выданный предприятием, учреждением, организацией или учебным заведением, которые осуществляют подготовку медиаторов (они же ведут реестры подготовленных специалистов). Помимо основных данных, в документе обязательно указывается специализация медиатора (гражданские, хозяйственные, административные, уголовные, семейные, трудовые и другие конфликты и споры) и программа, по которой осуществлялась подготовка. Она должна включать не менее 40 академических часов, учитывая практические занятия.
Нераскрытые нюансы
Учитывая требования к специализации, медиатор должен обладать глубокими юридическими знаниями, поскольку специфика различных конфликтов (споров) в корне отличается. Если в случае семейного спора медиатор сможет «выехать» исключительно на психологии и умении убеждать, то в случае с уголовным делом этого будет явно недостаточно. Поэтому возникает вопрос, достаточно ли 40 уроков для подготовки специалиста такого серьезного уровня, и что будет включать такой курс занятий.
Еще более запутывает норма, согласно которой медиатор не имеет права предоставлять сторонам юридические консультации, экспертные выводы или другие консультации относительно предмета спора или возможных результатов урегулирования конфликта. Каким образом в таком случае будет происходить процедура медиации, и какова роль медиатора в этом процессе? Четкой позиции по этому поводу в законопроекте нет.
Согласно ст. 16 законопроекта №10301, в случае, если медиатор получил от одной из сторон информацию, касающуюся медиации, он имеет право раскрыть такую информацию другой стороне лишь при условии получения на это согласия стороны, предоставившей информацию. Но ведь медиатор помогает сторонам конфликта наладить процесс коммуникации и организовывает процесс переговоров таким образом, чтобы выявить и проанализировать истинные интересы сторон, иногда имеющие большее значение, нежели правовые позиции. А это предполагает честность и открытость сторон как перед медиатором, так и друг перед другом. В этом и есть главный смысл и цель любых мировых переговоров и медиативных процессов. Если же одна из сторон будет оставаться в неведении относительно какой-либо информации, касающейся другой стороны, при решении спора она может оказаться в невыгодном положении. А ведь в процессе медиации не существует победителя и побежденного, ее основная цель – найти решение, которое удовлетворит обе стороны.
Распределение договоренностей
Согласно ст. 11 законопроекта №10301, медиация применяется на основании договора сторон о ее проведении. Он заключается сторонами спора с одним или несколькими медиаторами или с организацией, которая обеспечивает проведение медиации, в письменном виде. Такой договор должен отвечать общим принципам законодательства Украины относительно содержания договоров. Он должен содержать положения о принятии сторонами конфликта (спора) принципов медиации, определенных Законом; наименования (для юрлиц) или ФИО (для физических лиц) сторон медиации; их местонахождение; идентификационные коды (номера); предмет конфликта; указание места и срока проведения медиации; порядок и размер оплаты сторонами расходов на проведение медиации и гонорара медиатору.
Договор о применении медиации должен быть направлен не на разрешение спора сквозь призму конкретных нормативно-правовых актов, а на распределение договоренностей так, как хотелось бы сторонам. Любая из сторон медиации имеет право инициировать замену медиатора или прекратить медиацию в любой момент до заключения договора о ее результатах. В случае замены медиатора медиация продолжается с этапа достигнутых договоренностей, если иное не определено по согласию сторон. Помимо прочего, стороны медиации имеют право по взаимному согласию привлекать к процессу медиации представителей, экспертов, специалистов, других лиц, чье присутствие поможет лучше понять ситуацию, на условиях соблюдения ими принципов и процедуры медиации.
Медиатор имеет право самостоятельно определять порядок проведения медиации, проверять полномочия представителей сторон, проводить встречи индивидуально с каждой из сторон, с несколькими сторонами или со всеми сторонами одновременно (в условиях, которые обеспечивают соблюдение конфиденциальности). Он также может предлагать сторонам приостановить медиацию с целью проведения дополнительных подготовительных действий или привлечения необходимых специалистов со стороны, помогать сформулировать содержание договора о результатах медиации согласно достигнутому сторонами решению.
Во время судебного производства
Привлечение медиатора возможно также в случаях, когда спор уже рассматривается в суде, но стороны не удовлетворены тем, как проходит процесс, и ищут альтернативные способы решения спора. Ситуации, в которых стороны прибегают к медиации во время судебного производства в попытке урегулировать свой спор, регламентируются ст. 19 законопроекта №10301. В таких случаях срок действия исковой давности останавливается на срок проведения медиации. Производство по делу, которое находилось на рассмотрении органа, наделенного правовой компетенцией разрешать конфликты (споры), на период проведения медиации останавливается. По итогам разрешения конфликта составляется договор о результатах медиации, в котором излагается достигнутое сторонами совместное решение об урегулировании спора. Этот договор заключается в простой письменной форме только между сторонами спора.
От скептицизма до неприятия
Надо сказать, что многие юристы не испытывают особых иллюзий относительно медиации и не верят в ее пользу и перспективы развития в Украине. Среди основных причин такого неверия они называют то, что в Украине «дешево» судится. Судами рассматривается огромная масса дел, которые обходятся истцам в сущие копейки. К примеру, сегодня в судах существует практика, когда ответчик по иску нанимает адвоката, а после выигрыша дела суд присуждает истцу компенсировать не всю сумму гонорара, который заплачен адвокату, а только мизерную его часть. В результате истец готов снова идти в суд, не задумываясь об альтернативных (внесудебных) методах.
Многие эксперты полагают, что в стране сейчас нет спроса на правосудие. Как правило, клиент не интересуется у юриста своей правотой в данном конкретном случае – его интересует, что нужно сделать, чтобы победить. При этом замечания специалистов относительно их неправоты в том или ином случае и рекомендации не встревать в заведомо проигрышное дело украинцы предпочитают расценивать как свидетельство недостаточного профессионального уровня юристов. Складывается впечатление, что людям намного уютнее находиться в центре конфликтов и споров, нежели решать проблемы мирным путем.
Татьяна Пашковская,
«Судебно-юридическая газета»