Верховная Рада приняла Закон «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей» относительно проведения электронной регистрации». Законом предусматривается установить он-лайн общение между предпринимателями, желающими совершить регистрационное действие и госрегистратором.
Согласно этому закону, документы для государственной регистрации могут отправляться в формате электронного документа, а государственный регистратор теперь обязан осуществлять учет полученного им от заявителя электронных документов. Затем он направляет заявителю подтверждение факта получения электронного документа, проводит необходимые регистрационные действия и направляет заявителю соответствующий документ в виде электронного документа и на бумажном носителе. При наличии основания для отказа в проведении государственной регистрации заявителю направляется соответствующее уведомление в электронной форме.
Электронные документы, представленные для проведения государственной регистрации в случаях, предусмотренных этим Законом, оформляются согласно требованиям законодательства в сфере электронных документов и электронного документооборота, а также электронной цифровой подписи.
Целью закона является создание электронной системы регистрации субъектов хозяйствования, что должно сделать эту систему более прозрачной и доступной для населения. Предлагается поставить на электронный конвейер государственную регистрацию юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, а также запросы на получение ведомостей из списка ЕДРПОУ, внесение изменений в государственный реестр о субъектах хозяйствования, резервирование наименования юридического лица и его прекращения. Однако предусматривается, что регистрация ФЛП осуществляется госрегистратором при подаче электронных документов как факт удостоверения занятия лицом предпринимательской деятельностью и значительно упрощает вообще всякую процедуру оформления документов. В тоже время регистрация изменений в ведомостях ФЛП осуществляется только в соответствии с бумажными носителями.
Авторы ЗП утверждают, что с принятием законопроекта создадутся условия, при которых подделка документов, представляемых для проведения любых регистрационных действий, утратит смысл, что увеличит гарантии защиты имущественных прав собственности юридических лиц и их владельцев. Кроме того, значительно упростится порядок получения сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, сделав его максимально оперативным, благодаря возможности подачи запросов в электронном виде.
В настоящее время в Украине действуют законы Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» и «Об электронной цифровой подписи», устанавливающие основные организационно-правовые принципы электронного документооборота и использования электронных документов, а также регулируют отношения, возникающие при использовании электронной цифровой подписи. Однако до сих пор действующим законодательством Украины не предусмотрена возможность для субъекта хозяйствования, который создается или желает зарегистрировать изменения в свои учредительные документы, подавать государственному регистратору документы в электронном виде.
Закон (в случае подписания его Президентом) вступит в силу через 9 месяцев с момента опубликования. За это время специально уполномоченный орган государственной регистрации должен разработать и разместить на своем Интернет-портале всю необходимую информацию для осуществления электронной регистрации субъектов хозяйствования.
Алена Михайленко,
«Судебно-юридическая газета»