Верховная Рада может вернуться к рассмотрению законопроекта, внесенного еще в августе 2022 года, которым предлагается установить в КУоАП ответственность за оставление без надлежащего рассмотрения и реагирования требований прокурора со стороны полицейских, работников НАБУ, БЭБ и других, которых предлагается определить, как «органы правопорядка». Соответствующий проект постановления о принятии его за основу был зарегистрирован в парламенте 4 октября 2022 года, но с тех пор проект дальше не шел.
Впрочем, через год, 27 сентября 2023 года Комитет Верховной Рады по вопросам правовой политики рассмотрел этот законопроект по предложению Комитета по вопросам правоохранительной деятельности на соответствие Конституции.
Как ранее писала «Судебно-юридическая газета», народные депутаты от «Слуги народа» Владлен Неклюдов, Сергей Ионушас, Максим Павлюк и другие зарегистрировали законопроект 7659 «О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины и другие законодательные акты Украины по решению некоторых проблемных вопросов деятельности органов прокуратуры Украины».
Этим документом предлагается определить, что прокурор, осуществляя надзор за соблюдением законов при проведении досудебного расследования в форме процессуального руководства досудебным расследованием, уполномочен организовывать досудебное расследование, осуществлять надзор за негласными и другими следственными (розыскными) действиями органов правопорядка.
В КУоАП устанавливается ответственность за оставление без надлежащего рассмотрения и реагирования уполномоченными должностными лицами органов правопорядка требований прокурора о принятии мер по устранению нарушений закона в их деятельности, привлечению лиц к дисциплинарной ответственности. Это влечет наложение штрафа от 80 до 150 НМДГ (т. е. от 1360 грн до 2550 грн).
Как определяется законопроектом, органы правопорядка – органы прокуратуры, Национальной полиции, службы безопасности, Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины, Национальное антикоррупционное бюро Украины, органы охраны государственной границы, Бюро экономической безопасности Украины, органы и учреждения исполнения наказаний, следственные изоляторы, органы государственного финансового контроля, рыбоохраны, государственной лесной охраны, других органов, осуществляющих правоприменительные или правоохранительные функции.
Также вносятся изменения в закон о Национальной полиции.
В соответствии с ними надзор за негласными и другими следственными (розыскными) действиями в деятельности Национальной полиции осуществляет Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры. Выполнение указаний и требований прокурора, выданных в соответствии с УПК, Законом «О прокуратуре», другим действующим законодательством, обязательно.
В случае несогласия с принятым прокурором решением оно может быть обжаловано в порядке, определенном действующим законодательством, к вышестоящему прокурору или в суд.
В Законе о прокуратуре устанавливается, что прокуратура осуществляет представительство интересов государства в суде в исключительных случаях и в порядке, определенных законом, а также организацию и процессуальное руководство досудебным расследованием, решение в соответствии с законом других вопросов во время уголовного производства, надзор за негласными и другими следственными и розыскными действиями органов правопорядка.
Значительные изменения вносят и статью 25 закона о прокуратуре.
В ней определяется, что в случае установления нарушений требований действующего законодательства в деятельности органов правопорядка во время проведения оперативно-розыскной деятельности, дознания, досудебного следствия, в том числе по вопросам несоблюдения разумных сроков расследования, невыполнения письменных указаний прокурора или ненадлежащего состояния выполнения процессуальных обязанностей. обязанностей, прокурор направляет соответствующему руководителю органа правопорядка требование об устранении нарушений законодательства.
В требовании прокурор имеет право ставить вопрос о привлечении должностных лиц соответствующего органа к дисциплинарной ответственности и принятии мер по устранению выявленных нарушений.
Рассмотрение и принятие соответствующих мер, указанных прокурором в требовании, обязательно. Оставление без рассмотрения влечет установленную действующим законодательством ответственность.
Однако Комитет по вопросам правоохранительной деятельности в своем заключении отметил, что в части штрафов могут быть внесены поправки.
А недавно, как уже было сказано, 27 сентября Комитет ВР по вопросам правовой политики дал свой вывод, что изменения в терминологии законодательства, предложенные проектом №7659, не противоречат положениям Конституции.
Автор: Наталья Мамченко
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.