Глава Нацбанка Кирилл Шевченко в интервью Форбс объяснил, появится ли в Украине дополнительный сбор на импорт в 10% и вернется ли налогообложение топлива на довоенный уровень.
«Быстрое возобновление импорта, в том числе неприоритетных товаров в условиях войны, истощает резервы. Другой аспект – дополнительный сбор улучшит ситуацию с дефицитом бюджета. Это снизит потребность в эмиссии, попадающей на валютный рынок и так же давящей на резервы. Исчерпание резервов будет угрожать неконтролируемыми процессами, что приведет к существенному удорожанию импорта и будет разрушать последствия для украинских производителей.
Как будет выглядеть этот налог – это уже компетенция Минфина, но мы присоединяемся к дискуссиям», - подчеркнул он.
«Конечно, импортерам станет сейчас немного тяжелее, но не стоит забывать, что наша страна функционирует в условиях полномасштабной войны. У нас сформировался неплохой запас прочности, позволивший достаточно уверенно пройти первые пять месяцев. На начало года международные резервы НБУ составляли почти $31 млрд. Но запасы не безграничны. И на 1 августа они снизились до $22,4 млрд», – добавил глава НБУ.
«Дополнительный сбор по импорту – непопулярное решение, но оно поможет наполнить бюджет и сохранить резервы. Что угодно, что помогает нам достичь фискальной консолидации – это при нынешних условиях позитив. В том числе речь идет о возвращении акциза на топливо. Я знаю, что такая дискуссия проходит. Хотя и о ней лучше спрашивать у правительства», - подчеркнул Шевченко.
«Это нужно, чтобы защитить гривневые сбережения и доходы граждан и сохранить доверие к монетарной и экономической политике. Без достаточного уровня резервов это сделать невозможно.
Если убрать из доходов бюджета международную помощь, дефицит к концу года может достичь 25% ВВП. Конечно, объемы международной помощи велики ($13,8 млрд), и до конца года мы надеемся получить еще около $14 млрд. Но этого недостаточно. Поэтому у нас есть четыре пути покрытия этого разрыва.
Первый – за счет ранее накопленных резервов, которые не безграничны. Второй – привлекать деньги на внутреннем рынке. Но для полноценной реализации его потенциала Минфину нужно повышать ставки по ОВГЗ до рыночного уровня, к чему мы уже не раз призывали. Да, это перенос нагрузки на будущие долговые выплаты. В то же время, правительство сможет его контролировать, выстроив кривую доходности так, чтобы минимизировать образование долговых пиков и растянуть выплаты во времени.
Третий – сократить дефицит бюджета путем оптимизации расходов и поиска источников доходов. Здесь, в частности, идет речь о наполнении бюджета за счет налогов. Это самый непопулярный путь, но он имеет гораздо менее негативные последствия для экономики по сравнению с эмиссией денег.
Четвертый – эмиссионное финансирование. Если мы ограничимся объемами в 400 млрд. грн. на 2022 год, влияние на экономику будет контролируемым. Если же «печать денег» для финансирования дефицита бюджета будет расти более существенными темпами, это усугубит риски. Значительная эмиссия может разогнать инфляционно-девальвационную спираль, когда возникнет необходимость индексировать расходы, "печатая" для этого новые и новые деньги. При таком сценарии последствия неготовности принимать непопулярные решения мы будем ощущать еще очень долго. Таких примеров достаточно в истории, в частности в латиноамериканских странах.
Это путь к потере доверия граждан, причем на длительное время. Конечно, проще всего полагаться на эмиссию, но это самое угрожающее стране. Сейчас очень важно, чтобы правительство взяло на себя политическую ответственность и использовало все другие неэмиссионные пути финансирования дефицита или сузило его», - рассказал глава Нацбанка.
Автор: Наталья Мамченко
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Youtube «Право ТВ», а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.