13 сентября Рада судей Украины соберется, чтобы определиться с кандидатами в состав Конкурсной комиссии по избранию Высшей квалификационной комиссии судей. Напомним, что таковых по закону должно быть трое.
Однако само судейское сообщество в этот раз не проявило желания участвовать в работе конкурсной комиссии. Так, документы по состоянию на 8 сентября подали всего двое человек, хотя в возможности претендовать никого не ограничивали.
Это может показаться удивительным, ведь судьи сами высказывались за то, чтобы кадровые процессы, остановившиеся после роспуска в 2019 году ВККС законом Зеленского, наконец, возобновились. Ответ прост – дело в том, что согласно новому закону в конкурсной комиссии будут иметь вес голоса экспертов от международных организаций, а не судей.
При этом вовсе не будет слышен голос представителей Украины в другом органе – Этическом совете, который создается для проверки кандидатов и действующих членов Высшего совета правосудия.
Законом об Этическом совете судьям отведена роль статистов, которые будут «легитимизировать» своим присутствием любое решение, принятое «международниками». Роль украинской стороны нивелирована до права написать пост в фейсбуке с «особым мнением», после того, как решение примут представители иностранных и международных организаций. Поэтому не исключено, что желающих представить судейский корпус Украины в данном случае будет немного.
Если, конечно, процесс по формированию Этического совета будет запущен. А преградой началу процесса является непосредственно сам закон, принятый народными депутатами. Но обо всем по порядку.
У Зеленского не стали разбираться
Существует прямая законодательная преграда старту процедуры формирования Этического совета, о которой «Судебно-юридическая газета» предупреждала ранее.
Как известно, процедура принятия двух законов – о ВККС и о проверке Высшего совета правосудия шла практически одновременно.
И на принятый Верховной Радой закон о формировании Конкурсной комиссии по отбору ВККС Владимир Зеленский сначала наложил вето.
Среди причин было то, что заложенные в него процедуры невозможно было реализовать из-за отсутствия в Высшем совете правосудия председателя. Изначально законом именно на главу ВСП возлагался ряд полномочий – и без его подписи весь процесс оказался бы «на стопе».
Поэтому у Президента наложили вето и депутаты проголосовали за закон с его поправками еще раз, позволив исполняющему обязанности главы ВСП взять на себя функции главы.
Параллельно шел процесс по принятию закона об Этическом совете, где была заложена аналогичная «бомба замедленного действия», предписывающая запустить все процессы председателю Высшего совета правосудия (которого и на тот момент, и сейчас нет). В Офисе Президента были в курсе этой нормы (что очевидно, ввиду ранее наложенного вето), в Верховной Раде – тоже. Юридическое сообщество предполагало, что закон о ВСП ждет та же участь, что и закон о ВККС – внесут изменения, позволив действовать и. о. главы от имени ВСП. Но так не произошло.
Соответственно, возникла коллизия, которая способна «помножить на ноль» весь процесс избрания Этического совета.
Ведь получается, что сам автор, Президент, тем, что подписал закон в такой редакции, заложил в процедуры принципиальное различие: в случае с ВККС действовать может и. о. председателя ВСП, а в случае с Этическим советом – только председатель ВСП лично.
Таким образом, автор закона дал понять, что применять аналогию при формировании Этического совета невозможно.
А значит, перед субъектами формирования Этического совета – Радой судей и «международниками» стоит дилемма: или же действовать вопреки воле законодателя и взять на себя не предусмотренные законом полномочия, или ждать, пока в закон внесут изменения.
С учетом того, какие судебные баталии могут разгореться вокруг Этического совета, любая «самодеятельность» может стать основанием для создания кризиса в судебной ветви власти.
Процедуру не прописали специально?
Вопрос об Этическом совете также будет вынесен на заседание РСУ 13 сентября. Однако при этом новый закон вообще никак не регламентирует начало процедуры.
К примеру, закон о ВККС прописывает (п. 49), что «Оголошення про початок першого конкурсу на зайняття посади члена Конкурсної комісії, умови і строки його проведення публікуються у газеті «Голос України» та розміщуються на офіційному веб-сайті Вищої ради правосуддя протягом десяти днів з дня набрання чинності Законом». Соответственно, было обнародовано такое объявление, РСУ был утвержден соответствующий порядок и т. д.
Но, в отличие от закона о формировании ВККС, в законе о проверке ВСП нет никаких норм относительно того, должно ли публиковаться объявление о начале отбора в Этический совет в газете «Голос Украины» либо где-то еще, и в целом какой-либо регламентации закон не содержит. То есть, важнейший с точки зрения реформы документ не дает даже ответа на вопрос: а как те, кто хочет участвовать в конкурсе, вообще должны о нем узнать?
В условиях отсутствия нормативного регулирования все действия РСУ будут носить характер «самодеятельности».
Сделал ли законодатель так специально, чтобы при удобном случае поставить под сомнение всю процедуру – остается на совести законодателя.
Чем все закончится
Если формирование Этического совета запустят, начнут всплывать вышеуказанные вопросы и вся процедура может погрязнуть в судебных тяжбах.
Работа Высшего совета правосудия будет парализована. Помимо того, что ВСП уже прекратил рассматривать дисциплинарные дела, остановятся процедуры увольнения судей в отставку, откомандирования судей, внесения представлений о назначении судей, перераспределения расходов на суды.
Это парализует работу и без того находящейся в состоянии недофинансирования и кадрового дефицита судебной системы. Судьи, у которых нет полномочий осуществлять правосудие, продолжат получать заработную плату, вакансии не будут заполняться, проблемы с выплатой зарплат работникам аппаратов суда зайдут в полный тупик.
И самое интересное, что это приведет также и к полному замораживанию формирования Высшей квалификационной комиссии судей, о необходимости чего не раз заявлял на встречах с международными партнерами Президент Владимир Зеленский. Ведь назначить членов новой ВККС может только полномочный состав Высшего совета правосудия.
Под знаком неконституционности
Не стоит забывать, что закон об Этическом совете сам по себе вызывает множество вопросов относительно его конституционности. Ведь, по сути, полномочия по наполнению конституционного органа отдают в руки не предусмотренных Конституцией субъектов. При обсуждении закона в профильном комитете сами депутаты пропрезидентской фракции задавались этими вопросами, в частности, об угрозе суверенитету и независимости судебной власти Украины.
ВСП ранее обратился к Пленуму Верховного Суда на предмет оснований для внесения представления в Конституционный Суд. И здесь стоит напомнить, что КСУ ранее уже признавал неконституционными положения закона Зеленского № 193–IX, которые касались создания Комиссии по добропорядочности и этике при ВСП.
Если 13 сентября РСУ начнет процесс по формированию Этического совета, а КСУ затем признает закон неконституционным – последствия такой ситуации мы уже описали выше. Таким образом, Рада судей может своим решением открыть «ящик Пандоры», начав обратный отсчет до краха судебной системы.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и на Twitter, чтобы быть в курсе самых важных событий.