1. Администрирование ЕСВ перешло к Миндоходов
С 1 октября 2013 г. Миндоходов начало процедуру администрирования единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование. Теперь именно Миндоходов принимает и обрабатывает отчеты о суммах начисленного ЕСВ.
«Мы планируем усовершенствовать администрирование единого взноса за счет расширения возможностей электронного отчета. Создаются все условия, чтобы как можно больше предпринимателей смогли воспользоваться этой возможностью. Это бесплатные электронные ключи, удобный онлайн-интерфейс, консультации специалистов Миндоходов», - заявил Министр А. Клименко.
Суммы начисленного единого взноса подлежат уплате на счета органов Миндоходов, открытые в главных управлениях Госказначейства Украины, информация о которых размещена на официальном веб-портале Министерства.
Отметим, что одновременно вступили в силу нормативно-правовые акты относительно учета плательщиков ЕСВ, в том числе Инструкция о порядке начисления и уплаты ЕСВ и Порядок открытия счетов по ЕСВ в органах Госказначейства. Кроме того, Миндоходов определилось, как страхователи должны подавать отчет по ЕСВ, а также разработало электронные форматы документов отчетности по ЕСВ.
2. Вступил в силу Порядок ведения Реестра аграрных расписок
С 1 октября 2013 г. вступило в силу постановление Кабмина № 665, которым утверждаются требования к Реестру аграрных расписок и порядок его ведения.
Реестр создан с целью накопления, обработки, хранения и представления информации о выданных аграрных расписках, а также о лицах, являющихся должниками и кредиторами по таким распискам.
Такой Реестр будет вести Минагрополитики в электронном виде. Регистраторами выступаютгосударственные нотариальные конторы, частные нотариусы, наделенные полномочиями по внесению в Реестр соответствующих записей, а также выдаче выписок и справок из Реестра.
3. Укргосреестр напоминает, что субъекты хозяйствования должны перейти на КВЭД-2010 до конца года
Укргосреестр напоминает, что с 1 января 2012 г. вступил в силу новый Национальный классификатор Украины ДК 009:2010 «Классификация видов экономической деятельности» (КВЭД-2010). При этом приказом Минэкономразвития от 07.02.2013 г. № 113 действие Национального классификатора Украины ДК 009:2005 «Классификация экономических видов деятельности» (КВЭД-2005) восстановлено до 31 декабря 2013 г.
Законом «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей» предусмотрено, что в случае изменения субъектом хозяйствования вида деятельности госрегистратору необходимо предоставить пакет документов для внесения соответствующих изменений в сведения, содержащиеся в реестре.
4. Предпринимателей будут штрафовать за отказ потребителю в расчете платежной картой
Правительство поддержало подготовленный Минэкономразвития проект постановления КМУ, которым, с целью защиты прав потребителей при использовании платежных средств, вносятся изменения в Положение о порядке наложения и взыскания штрафов.
Документ предусматривает, что за ограничение или отказ в реализации прав потребителей относительно возможности рассчитываться платежными картами на субъектов хозяйствования будет налагаться взыскание в виде штрафа в размере 500 необлагаемых минимумов доходов граждан. Таким образом, с принятием указанного постановления потребители могут требовать у всех субъектов хозяйствования, где установлены кассовые аппараты, принимать в оплату электронные средства платежа.
Закон запрещает каким-либо способом ограничивать использование потребителем электронных платежных средств, если в соответствии с законодательством продавец обязан принимать их к оплате.
5. НКЦБФР определила требования к договору об обслуживании счета в ценных бумагах
НКЦБФР решением № 1412 утвердила Требования к договору об обслуживании счета в ценных бумагах.
Действие норм документа, в соответствии с его положениями, распространяется на владельцев, в том числе государство/территориальное общество, управление ценными бумагами которого осуществляет субъект управления объектами государственной/коммунальной собственности, определенный согласно законодательству, совладельцами ценных бумаг, нотариусов, на депозит которых внесены ценные бумаги, и депозитарные учреждения при заключении договора об обслуживании счета в ценных бумагах, внесении изменений в него.
Договор заключается между депонентом и депозитарным учреждением. На его основе депозитарное учреждение в установленном порядке открывает счет в ценных бумагах депоненту и ведет на нем учет ценных бумаг, принадлежащих владельцу, совладельцам ценных бумаг, в случае зачисления ценных бумаг на депозит нотариуса - соответствующему кредитору, а также учет прав указанных лиц на ценные бумаги, учитываемые на определенном счете в ценных бумагах, и ограничения таких прав. Кроме того, в Требованиях детально прописывается, какие положения запрещается включать в Договор, а также какие нормы он должен содержать. При этом ответственность депонента и депозитарного учреждения определяется в Договоре в соответствии с законом.
Важен также тот момент, что в документе предусмотрено, что при заключении договора каждая из сторон должна предоставить другой стороне по требованию удостоверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающие правовой статус, обязательные реквизиты и полномочия лиц, заключающих Договор.
6. Нацбанк передумал относительно зачисления активов на покрытие объема обязательных резервов
Нацбанк заменил свое письмо № 19-015/14912, в котором разъяснял вопросы регулирования денежно-кредитного рынка. Так, в письме НБУ № 19-015/15144 было указано, что банкам разрешено зачислять для покрытия обязательных резервов, которые должны формироваться и сохраняться на корреспондентском счете банка в Нацбанке, следующие активы:
1) приобретенные ими:
- облигации внутренних государственных займов, номинированных в инвалюте, в размере 10 % их балансовой стоимости в гривневом эквиваленте;
- долгосрочные облигации внутренних государственных займов в нацвалюте со сроком обращения (согласно условиям первичного выпуска) более 3600 дней в размере 100 % их балансовой стоимости;
2) остатки денежных средств, находящихся на счетах банка 1500 «Корреспондентские счета, открытые в других банках» и 1502 «Средства банков в расчетах», открытых в ПАО «Расчетный центр обслуживания договоров на финансовых рынках», в размере 100 %.
Однако Нацбанк обратил внимание, что указанные активы также зачисляются в покрытие объема обязательных резервов, который банк должен сохранять ежедневно на начало операционного дня на своем корреспондентском счете в НБУ (согласно п. 5 постановления № 371 «О некоторых вопросах регулирования денежно-кредитного рынка» этот объем должен составлять не менее 60 % суммы обязательных резервов, сформированных за предыдущий отчетный период резервирования, с учетом покрытия вышеприведенными активами в соответствующих размерах).
Напомним, что в предыдущем письме НБУ № 19-015/14912 речь шла о том, что эти активы не зачисляются в покрытие объема обязательных резервов, который банк должен сохранять ежедневно на начало операционного дня на своем корреспондентском счете в Нацбанке. Кроме того, банкиры поддержали решения НБУ по снижению уровня долларизации экономики.
7. Кабмин хочет развивать государственно-частное партнерство
Кабмин распоряжением от 14.08.2013 г. № 739-р одобрил Концепцию развития государственно-частного партнерства в Украине на 2013 - 2018 гг.
Согласно положениям нормативного акта цель Концепции заключается в установлении единого подхода к разработке механизма эффективного взаимодействия между органами государственной власти, ОМС, частным сектором и институтами гражданского общества на принципах государственно-частного партнерства для обеспечения успешной реализации проектов, направленных на улучшение показателей национальной экономики, качества жизни населения и состояния окружающей природной среды.
Государственная финансовая поддержка государственно-частного партнерства должна предусматривать предоставление прямой финансовой поддержки, а также усовершенствование нормативно-правовой базы по вопросам обеспечения развития государственно-частного партнерства и его адаптацию к законодательству ЕС.
Так, распоряжением № 739-р Кабмин поручил Минэкономразвития вместе с заинтересованными центральными органами исполнительной власти при участии Национальной академии наук разработать и подать до 1 декабря 2013 г. проект закона «О Стратегии развития государственно-частного партнерства в Украине».
8. Безосновательное непринятие налоговой накладной можно расценивать как противоправное бездействие, Госпредпринимательства
Госпредпринимательства уведомило, что в соответствии со ст. 201 Налогового кодекса при осуществлении операций по поставке товаров/услуг продавец обязан предоставить покупателю налоговую накладную и зарегистрировать ее в Едином реестре налоговых накладных. При этом согласно НК если направленные налоговые накладные сформированы с нарушением требований, предусмотренных Кодексом, в течение операционного дня продавцу направляется квитанция в электронном виде в текстовом формате о непринятии их в электронном виде с указанием причин.
В связи с этим факт безосновательного непринятия налоговой накладной органами доходов и сборов можно расценивать как противоправное бездействие контролирующего органа и обжаловать в порядке, определенном ст. 56 Налогового кодекса Украины, или в суд.
9. Планируется ужесточить наказание за коррупцию и увеличить штрафы для юрлиц
Недавно Кабмином был зарегистрирован законопроект № 3312, которым планируется ужесточить санкции за ряд коррупционных преступлений.
Так, документом устанавливается, что в Украине подлежат ответственности иностранцы или лица без гражданства, если они совершили в соучастии с должностными лицами, являющимися гражданами Украины, любое из преступлений, предусмотренных статьями 368, 368-3, 368-4, 369, 369-2 УК. Также ряд изменений предусмотрен относительно уголовной ответственности юрлиц. В частности, увеличиваетсясумма штрафа, который суд может применить к юрлицу, с 5 - 75 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан до 10 - 150 тыс. НМДГ.
В свою очередь, преступления, предусмотренные ст. ст. 209, 306, ч. 1 и 2 ст. 368-3 , ч. 1 и 2 ст. 368-4, ст. ст. 369, 369-2 УК, признаются совершенными в интересах юрлица, если они привели к получению им неправомерной выгоды, или создали условия для получения такой выгоды, или были направлены на уклонение от установленной законом ответственности (на данный момент - если они направлены на получение им неправомерной выгоды или создание условий для получения такой выгоды, а также на уклонение от предусмотренной законом ответственности).
Кроме того, отметим, что согласно проекту информация о юр- и физлицах, содержащая банковскую тайну, раскрывается банками органам доходов и сборов по их письменному требованию относительно сведений, указанных в декларациях об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера, в связи с проведением их проверки.
10. Нормы НК о трансфертном ценообразовании применяются при расчете налога на прибыль предприятий и НДС
Налоговая в разъяснении отметила, что в соответствии с п. 39.7 ст. 39 Налогового кодекса нормы ст. 39 «Трансфертное ценообразование» применяются для определения базы налогообложения в контролируемых операциях для целей разд. III «Налог на прибыль предприятий» и разд. V «Налог на добавленную стоимость» НК.
Напомним, что с 1 сентября 2013 г. вступил в силу Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно трансфертного ценообразования» от 04.07.2013 г. № 408-VII, которым вводится механизм налогового контроля за трансфертным ценообразованием, основанный на принципе «вытянутой руки».