Похоже Украину ожидает очередная порция изменений в антикоррупционное законодательство, ведь Кабмин на прошлой неделе зарегистрировал законопроект № 3312 относительно реализации рекомендаций Европейской Комиссии в сфере государственной антикоррупционной политики.
Планируется ужесточить санкции за ряд коррупционных преступлений, в частности, такие изменения коснутся: ст. 354 УК (Подкуп работника предприятия, учреждения или организации); ст. 364-1 УК (Злоупотребление полномочиями должностным лицом юрлица частного права независимо от организационно - правовой формы); ст. 365-1 (Превышение полномочий должностным лицом юрлица частного права независимо от организационно - правовой формы); ст. 365-2 УК (Злоупотребление полномочиями лицами, предоставляющими публичные услуги); ст. 368 (Принятие предложения, обещания или получения неправомерной выгоды должностным лицом); ст. 368-3 УК (Подкуп должностного лица юрлица частного права независимо от организационно - правовой формы); ст. 368-4 (Подкуп лица, предоставляющего публичные услуги); ст. 369 УК (Предложение, обещание или предоставление неправомерной выгоды должностному лицу); ст. 369-2 (Злоупотребление влиянием).
За некоторые преступления увеличивается штраф или предусматриваются более тяжелые наказания в санкции статей. К примеру, если за подкуп лица, предоставляющего публичные услуги (ч. ст. 368-4), предусмотрен штраф в размере от 500 до 1 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан, то проектом устанавливается следующая санкция: штраф в размере от 150 до 400 необлагаемых минимумов, или общественные работы от 100 до 200 часов, или ограничение свободы на срок до 2 лет, или лишение свободы на тот же срок.
Сообщение о коррупционном правонарушении может быть осуществлено без указания авторства (анонимно) и подлежит обязательному рассмотрению.
Кроме того, устанавливается, что в Украине подлежат ответственности иностранцы или лица без гражданства, если они совершили в соучастии с должностными лицами, которые являются гражданами Украины, любое из преступлений, предусмотренных статьями 368, 368-3 , 368-4 , 369, 369-2 УК.
Также ряд изменений предусмотрен относительно уголовной ответственности юрлиц (детальнее о Законе в разделе Актуально: Уголовная отвественность юрлиц). В частности, увеличивается сумма штрафа, который суд может применить к юрлицу, с 5 до 75 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан до с 10 до 150 тыс. необлагаемых минимумов.
Преступления, предусмотренные статьями 209, 306, ч. 1 и 2 ст. 368-3 , ч. 1 и 2 ст. 368-4, ст. 369, 369-2 УК ,признаются совершенными в интересах юрлица, если они привели к получению им неправомерной выгоды или создали условия для получения такой выгоды, или были направлены на уклонение от предусмотренной законом ответственности (сейчас - если они направлены на получение им неправомерной выгоды или создание условий для получения такой выгоды, а также на уклонение от предусмотренной законом ответственности).
Также отметим, что согласно проекту информация о юридических и физических лицах, содержащая банковскую тайну, раскрывается банками органам доходов и сборов по их письменному требованию относительно сведений, указанных в декларациях об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера, в связи с проведением их проверки.