Общественный совет при Антимонопольном комитете Украины поддержала позицию экспертов УКБС относительно недопустимости установления ряда новых требований к рекламе потребительских кредитов.
Как сообщают в пресс-службе Ассоциации «Украинский Кредитно-Банковский Союз».
Общественный совет решил поставить перед Антимонопольным комитетом вопроса об обращении в Верховную Раду по его отклонении проекта Закона « О внесении изменений в Закон Украины «О рекламе» (№ 2491а от 03.07.2013).
Напомним, указанный законопроект предлагает установить ряд существенных требований к рекламе потребительских кредитов. В частности, обязывает указывать в рекламе информацию о всех условий, определяющих фактическую стоимость займа и влияют на ее стоимость.
Такая новация, по мнению УКБС, не только противоречит нормам действующего законодательства Украины, в частности Закона Украины «О защите экономической конкуренции», о принципах равенства субъектов хозяйствования перед законом, но и нецелесообразна.
Эксперты УКБС объясняют, что законопроект фактически требует преподавать в рекламе большую часть текста договора кредитования, которую не сможет вместить ни одна рекламная площадь. Кроме того, введение дополнительных норм не является необходимым и целесообразным, поскольку вопрос ознакомления клиента об условиях потребительского кредитования и совокупной стоимости кредита уже урегулирован действующим законодательством. А именно, Законом «О защите прав потребителей» и Постановлением НБУ № 168 от 10.05.2007, которые достаточны для получения потребителем полной информации об условиях кредитования (в т.ч. тип, размер процентной ставки по кредиту, его совокупную стоимость и сумму отдельных платежей, стоимость сопутствующих услуг - регистрации, нотариального удостоверения, страхования, оценки и т.д.).
Более того, новации законопроекта вообще сделают невозможной рекламу услуг в сфере кредитования, поскольку на сегодня не существует определения «среднего» кредитного продукта (т.н. «репрезентативного примера»). Каждый кредитный продукт является индивидуальным и зависит от личных потребностей, целей и финансовых возможностей потребителя, срока кредитования и т.д.
В УКБС считают, что законопроект предлагает декларативный характер защиты прав потребителей, поскольку вопрос о предоставлении потребителю полной информации об условиях кредитования уже урегулирован действующим законодательством. Вместе с тем для обеспечения взвешенного подхода украинского потребителя к выбору финансовых услуг страхования его от неоправданных затрат и обманчивой рекламы, необходимо всесторонне повышать уровень финансовой осведомленности населения, начиная с соответствующих дисциплин школьной программы.
«Важным является и вопрос защиты участников рынка от недобросовестной конкуренции. Так, в 2012 г., по данным АМКУ, выявлены многочисленные факты введения потребителей в заблуждение субъектами хозяйствования, которые предоставляют займы физическим лицам. Такие субъекты неправомерно использовали аббревиатуру Б.А.Н.К. ( Более актуально чем кредит) с добавлением обозначений известных банковских учреждений, пытаясь воспользоваться их деловой репутацией, - отмечает Генеральный директор Ассоциации «Украинский Кредитно-Банковский Союз» Галина Олифер. - Всего в 2012 г. органами АМКУ было прекращено 776 нарушений конкурентного законодательства, из них 418 в виде недобросовестной конкуренции, за что на правонарушителей наложены штрафы в общей сумме 22 млн. грн».