Позавчера в ВР появился очередной проект об уголовной ответственности юридических лиц - № 2990 относительно выполнения Плана действий по либерализации ЕС визового режима для Украины.
В отличие от проекта № 2032, автором которого являлся Кабмин, эта законотворческая инициатива принадлежит группе нардепов: О.Махницкий, П.Петренко, А.Кожемякин, С.Тигипко и В.Чумак.
Напомним, что проект № 2032 активно обсуждался в профессиональных кругах и успел вызвать недовольство как юристов, так и бизнеса.
В целом, юристы склонны считать, что подобная инициатива более чем преждевременна.
Документ не прошел общественное обсуждение и, в связи с массой выявленных недостатков, его рассмотрение было отложено.
В отличие от Кабминовского проекта в данном документе авторы конкретизировали, совершение каких преступлений руководителем, учредителем, участником или другим уполномоченным лицом юрлица от его имени и в его интересах является основанием для применения к юрлицу мер уголовно-правового характера.
Так, к таким преступлениям отнесли:
- ст. 209 УК: легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем;
- ст. 258-258-5 УК: террористический акт, вовлечение в совершение террористического акта, публичные призывы к его совершению, создание террористической группы или террористической организации, содействие совершению террористического акта, финансирование терроризма;
- ст. 306 УК: использования средств, полученных от незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, прекурсоров, ядовитых или сильнодействующих веществ или ядовитых или сильнодействующих лекарственных средств;
- ст. 368-369-2 УК: получение взятки, незаконное обогащение, коммерческий подкуп должностного лица юрлица частного права независимо от организационно-правовой формы, подкуп лица, которое предоставляет публичные услуги, предложение или дача взятки, злоупотребление влиянием.
Меры уголовно-правового характера могут быть применены судом к предприятию, учреждению или организации, кроме госорганов, органов власти АР Крым, органов местного самоуправления, организаций, созданных ими в установленном порядке, которые полностью содержатся за счет соответственно госбюджета или местного бюджета, фондов общеобязательного государственного соцстрахования, Фонда гарантирования вкладов физлиц, а также международных организаций
Среди мер уголовно-правового характера, которые могут применяться к юрлицам:
1) штраф в размере от 5 до 75 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан;
2) конфискация имущества;
3) ликвидация, которая применяется судом в случае совершения соответствующими лицами любого из преступлений, предусмотренных ст.258-258-5 УК. А в Кабминовской версии уточнение касалось тяжкого или особо тяжкого преступления.
В законопроекте № 2032 предусматривается еще такая мера, как запрет заниматься определенным видом деятельности на срок от 3 месяцев до 3 лет.
Устанавливается, что если во время досудебного расследования уголовного правонарушения будет установлено, что такое деяние совершено руководителем, учредителем, участником или другим уполномоченным лицом юридического лица от его имени и в его интересах, следователь, прокурор безотлагательно вносят сведения о таком юрлице в Единый реестр досудебных расследований и начинают расследование, о чем не позднее следующего рабочего дня сообщают юрлицо.
Заключение соглашения о примирении или о признании вины в уголовном производстве в отношении руководителя, учредителя, участника или другого уполномоченного лица юридического лица, которые совершили уголовное преступление, в связи с которым возбуждено производство в отношении юридического лица, не допускается.