В связи с нависшим напряжением в обществе, относительно отсрочки электронного декларирования в срочном порядке был зарегистрирован законопроект №3755 авторства нардепа Вадима Денисенко, снимающий годичную отсрочку. Но решит ли принятие этого закона проблему с электронным декларированием? «Данный законопроект не решает проблему, а лишь возвращает статус-кво», – считает народный депутат Виктор Чумак. С ним согласны и эксперты, отстаивающие работу на результат. По их мнению, задержке с внедрением новых деклараций сегодня есть ряд субъективных и объективных причин.
Так, на сегодняшний день вопрос финансового контроля урегулирован в Законах Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» от 07.04.2011 г. (остается в силе в части положений о финансовом контроле до начала работы системы подачи и обнародования деклараций) и »О предотвращении коррупции» от 14.10.2014 г. В них определен конечный срок подачи декларации – ежегодно до 1 апреля. Поскольку декларация подается за прошлый год, начальным сроком ее подачи является 1 января. Таким образом, субъекты декларирования обязаны подавать декларации ежегодно с 1 января до 1 апреля. Напомним, что согласно требованиям нового законодательства (ст. 45 Закона «О предотвращении коррупции»), заполнение декларации осуществляется лицом через официальный веб-сайт Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции. А поскольку такой орган, как уже было сказано, все еще не создан, подать декларации в электронном виде субъекты декларирования не смогут. Фактически это значит, что чиновники могут с 1 января с. г. подавать декларации за прошлый год, как и раньше – по месту работы и по форме, прилагаемой к ныне действующему закону. Кроме того, к этим лицам не могут быть применены санкции ст. 366-1 «Декларирование недостоверной информации» Уголовного кодекса, поскольку в ней речь идет лишь о декларации, предусмотренной Законом «О предотвращении коррупции». Таким образом, можно констатировать, что абсолютно нехитрым способом депутаты фактически отсрочили необходимость поведать общественности о своих доходах и расходах еще на год.
Этот вопрос был предметом рассмотрения на заседании Комитета Верховной Рады по вопросам предотвращения и противодействия коррупции 14 января. Представители общественности, отмечая описанную выше ситуацию, настаивали на том, чтобы парламентарии в ближайшее время на законодательном уровне закрепили норму, обязывающую чиновников дублировать свои декларации в электронном виде, как только система заработает. Прислушаются ли к этому замечанию народные депутаты, покажет время.
Ситуация, сложившаяся вокруг данного вопроса, весьма неординарна и напоминает игру, в которой какая-то часть народных избранников придерживается нейтралитета, другая громко настаивает на том, что данный проект – панацея в борьбе с коррупцией, а третья открыто саботирует идею. Так, стало известно, что 48 парламентариев обратились в Конституционный Суд и просят его признать декларирование доходов родственников государственных и местных чиновников неконституционным. Соответствующее конституционное представление зарегистрировано в КСУ 30 декабря прошлого года. Его авторы считают, что положения Закона, касающиеся сбора информации о родственниках, нарушают конституционные принципы верховенства права, запрета вмешательства в личную жизнь и нераспространения конфиденциальной информации.
Беспокойство представителей законодательной власти объяснимо. Все «непосильно нажитое» ими оформлено на близких и дальних родственников, и было бы очень неразумно принимать «ядовитые» нормы раньше, чем придумано «противоядие» к ним. Тем более, что новое законодательство предполагает уголовную ответственность за ряд нарушений, в т.ч. за внесенные в декларации неправдивые сведения. Хотя и эти нормы парламентарии (в рамках того же представления в Конституционный Суд), просят рассмотреть на предмет соответствия Основному Закону.