Кассационным административным судом в составе Верховного Суда поддержана позиция ГУ ГНС в Одесской области по делу № 420/9587/20 и сделан вывод об отсутствии оснований для предоставления срока на восстановление утраченных документов налогоплательщику в случае непринятия соответствующих мер при исчезновении (уничтожении) первичных документов. Об этом сообщает ГНС.
Коллегия судей обратила внимание, что согласно предписаниям пункта 44.3 статьи 44 НК Украины установлено, что налогоплательщики обязаны обеспечить хранение документов, определенных в пункте 44.1 этой статьи, а также документов, связанных с выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложено на контролирующие органы, не менее 1095 дней со дня представления налоговой отчетности, для составления которой используются указанные документы, а в случае ее непредставления – из предусмотренного настоящим Кодексом предельного срока представления такой отчетности.
Кроме того, необходимость хранить документы также предусмотрена п. 6.2 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Минфина от 24.05.1995 № 88 (далее – Положение № 88): первичные документы и учетные регистры, прошедшие обработку, бухгалтерские и другие отчетности к передаче их в архив предприятия, учреждения должны храниться в бухгалтерской службе в специальных помещениях или закрытых шкафах под ответственностью лиц, уполномоченных главным бухгалтером.
Алгоритм действий при потере документов определен Положением № 88 и п. 44.5 ТК ст. 44 Украины.
В соответствии с п. 6.10 Положения № 88 (в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений) в случае пропажи или уничтожения первичных документов, регистров бухгалтерского учета и отчетности руководитель предприятия, учреждения в письменном виде уведомляет об этом правоохранительные органы и приказом назначает комиссию для установления перечня отсутствующих документов и расследование причин их пропажи или уничтожения.
Для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов, охраны и пожарного надзора.
Результаты работы комиссии оформляются актом, утверждаемым руководителем предприятия, учреждения. Копия акта направляется органу, в сфере управления которого находится предприятие, учреждение, а также территориальным органам центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную налоговую политику, государственную политику в сфере государственного таможенного дела, государственную политику по администрированию единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование , государственную политику в сфере борьбы с правонарушениями при применении налогового, таможенного законодательства, а также законодательства по уплате единого взноса – предприятиями и местному финансовому органу – учреждениями в 10-дневный срок.
Кассационным судом указано, что из приведенной нормы усматривается обязанность налогоплательщика в случае пропажи или уничтожения первичных документов сообщить об этом правоохранительным органам и с целью установления факта потери документов провести служебное расследование, о чем руководитель этого предприятия издает приказ, которым уполномочивает комиссию на проведение такого.
Кроме этого, пунктом 44.5 статьи 44 НК Украины (действующим на время возникновения спорных отношений) определено, что в случае потери, повреждения или досрочного уничтожения документов, указанных в пунктах 44.1 и 44.3 настоящей статьи, налогоплательщик обязан в пятидневный срок с дня такого события в письменном виде уведомить контролирующий орган по месту учета в порядке, установленном настоящим Кодексом для представления налоговой отчетности, и контролирующий орган, которым было осуществлено таможенное оформление соответствующей таможенной декларации.
Налогоплательщик обязан восстановить утраченные документы в течение 90 календарных дней со дня, следующего за днем поступления сообщения в контролирующий орган.
Судом указано, что истец сообщил налоговый орган о потере 16.04.2020 документов текущего делопроизводства и финансово-хозяйственных документов субъекта хозяйствования согласно штампом входящей корреспонденции 22.04.2020, то есть после истечения пятидневного срока, что нарушение п. 44.5. статьи 44 ТК Украины.
Кроме того, до начала проверки, так и во время ее проведения истец не предоставил акт комиссии о результатах проведения расследования, который также отсутствует в материалах дела.
Кассационный административный суд резюмирует, что поскольку в письме истца отсутствует ссылка на информацию о принятии соответствующих мер, а именно акт комиссии об исчезновении (уничтожении) первичных документов, то у контролирующего органа не было законодательных оснований для перенесения сроков документальной внеплановой выездной проверки и срока для восстановление утраченных документов.
Следовательно, постановлением Кассационного административного суда в составе Верховного Суда от 07.04.2023 по делу № 420/9587/20
кассационная жалоба Главного управления ГНС в Одесской области удовлетворена, постановление суда апелляционной инстанции от 02.06.2021 отменено, а решение Одесского окружного административного суда от 19.01.2021, которым отказано в удовлетворении исковых требований о признании противоправными и отмене налоговых уведомлений-решений на общую сумму 51 млн грн, оставлено в силе.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.