Андрей Кривещенко,
«Судебно-юридическая газета»
Местные хозяйственные и местные административные суды смогут самостоятельно распоряжаться выделенными на них средствами из Госбюджета.
Так, 5 декабря 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №5488 «О внесении изменений в ст. 148 Закона Украины «Об судоустройстве и статусе судей» относительно финансирования судов».
Инициатором законопроекта выступил народный депутат Сергей Мищенко.
Какие суды пополняют Госбюджет Украины
С 30 сентября 2016 года вступил в силу Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей», которым регламентировано, что функции распорядителя бюджетных средств в отношении местных судов осуществляют территориальные управления Государственной судебной администрации Украины (далее — ГСА). Наличие таких предписаний предоставляет возможность ГСА утвердить (изменить существующее) сеть распорядителей бюджетных средств, среди которых будут отсутствовать местные специализированные суды (хозяйственные и административные), как распорядители бюджетных средств низшего уровня.
Как говорится в пояснительной записке, согласно Закону, к местным судам относятся местные общие суды, местные хозяйственные суды и местные административные суды.
На сегодня, в частности, местные хозяйственные суды и местные административные суды утратили статус распорядителя бюджетных средств и превратились лишь в получателей бюджетных средств.
Предыдущей редакцией Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» (ст. 145 Закона) были определены лишь главные распорядители средств Государственного бюджета Украины относительно финансового обеспечения деятельности судов, в частности:
«Нормы, которые бы определяли распорядителей бюджетных средств низшего уровня, в частности, относительно местных судов, этим Законом установлены не были», — отмечает народный депутат Сергей Мищенко.
Осуществляя полномочия распорядителей бюджетных средств, хозяйственные и административные суды имели возможность оперативно и безотлагательно решать вопросы материально-технического, кадрового обеспечения потребностей суда, что положительно влияло на качество и оперативность разрешения споров, надлежащую организацию работы суда в целом.
Вместе с тем, работники аппаратов указанных судов накопили значительный опыт, в частности, финансовой, кадровой, статистически-аналитической работы, что позволяло судам демонстрировать качество и оперативность в осуществлении судопроизводства.
Распорядители госсредств
Лишение местных специализированных судов статуса распорядителей государственных средств повлечет возникновение проблемных вопросов по надлежащей организации работы в этих судах в части своевременного и полного финансового обеспечения деятельности суда, поскольку распоряжение расходами на содержание суда фактически будет осуществляться территориальными управлениями ГСА, у работников большинства из которых отсутствует опыт работы по материально-техническому обеспечению учреждений со значительной штатной численностью свыше 100 и более человек, а не самими судами, как распорядителями средств. Кроме этого, лишение местных специализированных судов статуса распорядителей государственных средств приведет к сокращению или ликвидации в этих судах не только финансовых отделов (бухгалтерии), а также и кадровых и хозяйственных подразделений.
Фактически местные специализированные суды, юрисдикция которых распространяется на территорию области, будут приравнены к местным общим судам районного уровня, в отношении которых в настоящее время функции распорядителя бюджетных средств осуществляют территориальные управления ГСА, что по своей сути нивелирует статус специализированных судов областного уровня, которыми являются административные и хозяйственные суды.
Как говорится в пояснительной записке, реализация ч. 4 ст. 148 Закона с возложения соответствующих функций на территориальные управления ГСА приведет к тому, что рассмотрение большинства организационных, финансовых вопросов деятельности суда, в т.ч. и тех, которые требуют оперативного решения, необходимо будет ожидать и согласовывать с ГСА и ее подразделениями — отдельным учреждением со своей управленческой структурой. Указанное потребует больше времени, чем если бы такие вопросы решались непосредственно в суде.
Все остальные не соответствуют требованиям
Следует учесть, что местные специализированные суды со значительным количеством судей и работников аппарата являются судами областного уровня так же, как и территориальные управления ГСА.
Местные общие суды являются судами районного, т.е. низшего уровня, чем территориальное управление ГСА. Численность судей и работников аппарата в таких судах, как правило, на порядок меньше местных специализированных. Поэтому возложение на территориальные управления ГСА функций распорядителя бюджетных средств в отношении судов районного уровня было в определенной степени оправданным с точки зрения проблемности для районных судов (их аппаратов) самостоятельно обеспечить надлежащую организацию их деятельности, а поэтому нуждалось в централизации финансового и хозяйственного обеспечения (проведение тендеров, ремонта помещений и т.п.), учитывая малочисленность аппаратов районных судов.
«Однако, введение такой централизации для местных специализированных судов областного уровня с их численностью, структурой штата, отлаженной системой организации работы, наличием опытных кадров и объемом работы, не представляется целесообразным», — отмечает народный депутат.
Финансовое содержание судебной системы
Как отмечается в пояснительной записке, для обслуживания вышеуказанных судов потребуется значительное увеличение количества работников территориальных управлений ГСА и соответствующего их финансирования.
Финансовым бременем на бюджет судебной власти ляжет и освобождение соответствующих специалистов аппаратов судов, ведь не все они перейдут на работу в Государственую судебную администрацию Украины. При этом для большинства работников территориальных управлений работа по финансовому и материально-техническому обеспечению суда с большим количеством работников является малознакомой, тогда как увольняться из аппарата суда будут работники с многолетним опытом.
Но самое главное, что разрушается устоявшаяся система финансирования названных судов, испытанная годами.
Подытоживая изложенное, возникла насущная потребность внесения изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» от 2 июня 2016 года.
Предлагаемые изменения
Изменения предусматривают следующее: функции распорядителя бюджетных средств в отношении местных общих судов будут осуществляться территориальными управлениями Государственной судебной администрации Украины, а местные хозяйственные и местные административные суды будут осуществлять функции распорядителя.
Финансировать судей будут должным уровнем
Целью внесения изменений является насущная потребность в должном уровне финансового и материально-технического обеспечения местных специализированных (административных и хозяйственных) судов, как распорядителей бюджетных средств низшего уровня.
Задачей проекта Закона является обеспечение независимости судей.