Министерство юстиции подготовило проект Постановления Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в Постановление Кабинета Министров Украины от 17 сентября 2014 года №465».
Об этом пишет пресс-служба ведомства.
«Принятие этого Постановления сбалансирует существующий механизм исчисления размера вознаграждения, возмещения затрат и выплаты адвокатам. Напомним, что Постановлением №465 «Вопросы оплаты услуг и возмещения расходов адвокатов, которые предоставляют бесплатную вторичную правовую помощь» утвержден порядок оплаты услуг и возмещения расходов адвокатов, которые предоставляют БВПП (безоплатная вторичная правовая помощь — прим. ред.), а также методику исчисления размера их вознаграждения», — говорится в сообщении.
Проект Постановления разработан в соответствии с Законом Украины «О бесплатной правовой помощи» и во исполнение Плана приоритетных действий Правительства на 2016 год, утвержденного распоряжением Кабинета Министров Украины от 27 мая 2016 года №418.
Планом, в частности, поручено Министерству юстиции Украины разработать проекты нормативно-правовых актов по установлению размера оплаты услуг адвокатов, которые предоставляют бесплатную вторичную правовую помощь, на уровне не менее 5% минимальной заработной платы за один час (раздел 4 указанного плана).
Проект подготовлен с учетом Меморандума о сотрудничестве между Национальной ассоциацией адвокатов Украины и Министерством юстиции Украины в сфере предоставления бесплатной правовой помощи в части принятия мер по обеспечению надлежащей оплаты деятельности адвокатов по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи (п. 2.3.3 загаданного Меморандума).
В основу упомянутого проекта Постановления положены результаты применения положений Уголовного процессуального кодекса Украины, Закона Украины «О бесплатной правовой помощи».
Также Минюст учел практику предоставления правовой помощи, в частности, мнения и аргументы, которые были собраны по результатам консультаций с адвокатами, которые непосредственно предоставляют БВПП (в т.ч. и в рамках региональных круглых столов, организованных со времени принятия предыдущего Постановления центрами по предоставлению БВПП с участием представителей региональных органов адвокатского самоуправления).
Разработанным проектом Постановления предлагается ряд инициатив, которые позволят сбалансировать условия оплаты труда и компенсацией расходов адвокатов по предоставлению БВПП, а именно:
- предусмотреть, что с 1 января 2018 года размер оплаты за час работы адвоката по предоставлению правовой помощи составит 5% месячного размера минимальной заработной платы, определенного законом на момент подачи адвокатом акта предоставления бесплатной вторичной правовой помощи с соответствующими приложениями в соответствующий центр по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи;
- унифицировать изложение информации относительно исчисления размера вознаграждения адвокатов за оказание правовой помощи путем переноса механизма оплаты услуг адвоката за оказание правовой помощи, предусмотренной пунктами 2, 3 ч. 2 ст. 13 Закона Украины «О бесплатной правовой помощи», из Порядка оплаты услуг и возмещения расходов адвокатов, которые предоставляют бесплатную вторичную правовую помощь, к Методике исчисления размера вознаграждения адвокатов, которые предоставляют бесплатную вторичную правовую помощь и изложения его с помощью соответствующих формул.
«Таким образом, положения, касающиеся оплаты услуг адвоката будут содержаться в Методике, а Порядком будет определены основания и условия возмещения адвокатам расходов, связанных с оказанием правовой помощи», — отмечают в Минюсте.
- с учетом практики предоставления правовой помощи объединить подход к оплате услуг адвокатов за оказание правовой помощи: лицу, к которому применено административное задержание и/или административный арест; лицу, которое в соответствии с положениями уголовного процессуального законодательства считается задержанным и/или в отношении которого избрана мера пресечения в виде содержания под стражей; в случае привлечения к отдельному процессуального действию; в процедурах, связанных с выдачей лица (экстрадиции), внедрив унифицированную формулу расчета, что упрощает восприятие Методики;
- для случая предоставления правовой помощи лицу, которое в соответствии с положениями уголовного процессуального законодательства считается задержанным или в отношении которой избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, уточнить формулировку в части ограничения его применения исключительно в случае избрания лицу меры пресечения в виде содержания под стражей — в связи с неоднозначным толкованием описания коэффициента избрания меры пресечения лицу, которому предоставляется правовая помощь;
- в связи с неоднозначностью практики применения упростить порядок применения коэффициента полноты рассмотрения доказательств судом;
- в связи с неоднозначным применением положений уголовного процессуального законодательства в части определения термина «завершено судебное заседание» ввести коэффициент, который предполагает учет количества дней, в течение которых адвокат принимал участие в судебных заседаниях.
Указанный коэффициент будет применяться на всех стадиях судебного производства в случае, когда на соответствующей стадии производства было более пяти таких дней.
- установить понижающее значение коэффициента стадии уголовного производства в случае отказа подозреваемого, обвиняемого от назначенного адвоката во время первого конфиденциального свидания, поскольку в этом случае адвокатом тратится значительно меньшее количество времени на предоставление правовой помощи;
- с целью избежания двусмысленной трактовки понятия «эпизод преступной деятельности»; для нужд расчета приводится определение эпизода преступной деятельности и особенности учета количества таких эпизодов в случае продолжаемого преступления.
Также с целью сбалансирования применения отдельных поощрительных коэффициентов проектом постановления предлагается:
- конкретизировать основания применения коэффициентов на соответствующей стадии производства;
- ограничить одновременное применение нескольких коэффициентов на соответствующей стадии уголовного производства;
- ограничить максимальное значение поощрительного коэффициента, связанного с уменьшением количества эпизодов обвинения, до 1,2;
- установить коэффициент оставления без изменений решения суда предыдущей инстанции в случае его обжалования стороной обвинения в суде апелляционной, кассационной инстанции со значением 0,5, поскольку в противном случае адвокат не будет иметь стимула отстаивать достигнутый в суде предыдущей инстанции результат;
- сбалансировать коэффициенты, предусмотренные п. 9 таблицы 9 проекта Методики (назначения наименее строгого из предусмотренных соответствующей статьей особенной части Уголовного кодекса Украины альтернативных наказаний или более мягкого наказания, чем предусмотрено законом (ст. 69 указанного Кодекса), и п. 10 таблицы 9 проекта Методики (назначения минимального срока (размера) наказания: несовершеннолетнему обвиняемому при отсутствии судимости, при наличии нескольких эпизодов, при наличии судимости), путем увеличения вдвое размера первого из упомянутых коэффициентов и уменьшении вдвое размера второго коэффициента, исходя из важности достигнутого для клиента результата;
- установить коэффициент, в случае освобождения от уголовной ответственности, в соответствии со статьями 45-49 Уголовного процессуального кодекса Украины со значением 0,25.
Кроме этого, предлагается уточнить виды расходов адвоката, связанных с оказанием правовой помощи, которые подлежат возмещению. Так, при наличии подтверждающих документов адвокатам, в частности, будут возмещаться расходы, связанные с оказанием правовой помощи, на:
- проезд транспортом общего пользования (кроме авиационного, железнодорожного в мягких вагонах поездов, судов морского и речного транспорта). Документами, подтверждающими использование транспорта общего пользования, являются соответствующие проездные билеты и/или квитанции (чеки) об оплате стоимости проезда;
- приобретение горюче-смазочных материалов, согласно нормативов, определенных для бюджетных учреждений, в случае использования собственного транспортного средства в ночное время или сельской местности, или при отсутствии сообщения транспортом общего пользования с учетом расстояния от места жительства адвоката или его рабочего места до места оказания правовой помощи и в обратном направлении;
- согласно практики предоставления правовой помощи предлагается установить возмещение отдельных почтовых расходов адвоката, связанных с оказанием правовой помощи (отправка ценных писем с описью).
Стоит напомнить, что размер вознаграждения адвокатов за предоставление бесплатной вторичной правовой помощи исчисляется в процентах месячного размера минимальной заработной платы, определенного законом.
В связи с этим, в случае принятия законодателем закона, который предусматривает повышение минимальной заработной платы с января 2017 года, размер вознаграждения адвокатов возрастет вдвое.