19 июля 2016 года в Конституционный Суд Украины поступило конституционное представление Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека относительно соответствия положениям ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 55, п. 8 ч. 3 ст. 129 Конституции Украины (конституционности) положения ч. 6 ст. 182 Кодекса административного судопроизводства Украина.
Об этом говорится в сообщении пресс-службы ведомства.
В представлении, в частности, говорится о том, что, в соответствии с п. 8 ч. 3 ст. 129 Конституции Украины, одна из основных принципов судопроизводства — обеспечение апелляционного и кассационного обжалования решения суда, кроме случаев, установленных законом.
В связи с этим Уполномоченный обращает внимание на то, что, согласно ст. 39 Конституции Украины граждане имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, походы и демонстрации, о проведении которых заблаговременно уведомляются органы исполнительной власти или органы местного самоуправления.
«Ограничение относительно реализации этого права может устанавливаться судом в соответствии с законом и только в интересах национальной безопасности и общественного порядка — с целью предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей», — отмечается в сообщении.
Ст. 39 Конституции Украины предусматривает условия, при которых право на свободу мирных собраний может быть ограничено. Так, предполагается, что ограничение указанного права устанавливается судом.
«Постановление суда первой инстанции по делам об ограничении права на свободу мирных собраний подлежит немедленному исполнению после его вынесения — даже в случае его обжалования в апелляционном порядке», — добавляет Уполномоченный.
Обжалование решения суда первой инстанции о запрете мирного собрания является в таком случае средством защиты этого права от возможного произвольного ограничения. Соответственно, крайне важно, чтобы пересмотр дела судом апелляционной инстанции был эффективным средством защиты, т.е. способным прекратить нарушение и восстановить право.
«Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 195-1 КАСУ, апелляционная жалоба на решение суда первой инстанции должно быть рассмотрена в течение одного месяца со дня вынесения постановления об открытии апелляционного производства, а апелляционная жалоба на решение суда первой инстанции — в течение 15 дней со дня вынесения постановления об открытии апелляционного производства. Таким образом, представляется, что решение суда апелляционной инстанции может быть принято после даты, на которую планировалось мероприятие. Учитывая вышеуказанное положение ч. 6 ст. 182 КАСУ, согласно которому постановление суда по делам об ограничении реализации права на мирные собрания исполняется немедленно, не может считаться соответствующим положениям ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 55, п. 8 ч. 3 ст. 129 Конституции Украины. Таким образом, указанное положение КАСУ сводит на нет суть права на эффективную судебную защиту в связи с неэффективностью обжалования соответствующего ограничения в апелляционном порядке, а при наличии предписания о немедленном исполнении установленной судом первой инстанции запрета, такое обжалование не гарантирует прекращения нарушения при его признание и эффективное восстановление права на свободу мирных собраний», — отмечается в представлении Валерии Лутковской.
Учитывая вышеуказанное, Уполномоченный по правам человека просит Конституционный Суд Украины признать положения ч. 6 ст. 182 Кодекса административного судопроизводства Украины, согласно которому постановление суда по делам об ограничении реализации права на мирные собрания исполняется немедленно, таким, что не соответствует положениям ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 55, п. 8 ч. 3 ст. 129 Конституции Украины.
В своем представлении Уполномоченный отмечает, что в конституционном производстве будет участвовать лично.