Игорь Боголюбский,
«Судебно-юридическая газета»
На прошлой неделе, 7 июля 2016 года, Верховной Радой был принят Закон «Об амнистии в 2016 году». За него проголосовали 247 народных депутатов, тем самым реализуя положения ч. 3 ст. 92 Конституции Украины.
Разработку такого проекта законодатели обусловливали тем, что это поспособствует гуманизации исполнения уголовных наказаний государством. Кроме этого, в условиях экономии государственных средств и значительного дефицита площадей в учреждениях исполнения наказаний акт амнистии позволит «разгрузить» места лишения свободы и сэкономить бюджетные средства на содержание лиц в них.
Нужно отметить, что Закон «О применении амнистии в Украине», который регулирует основные положения этого процесса, предусматривает возможность для парламента принимать соответствующие законы не чаще, чем раз в год (ст. 7). Это ограничение не касается случаев индивидуальной амнистии, но принятый ВР законопроект №4255 определяет, какие именно категории осужденных смогут не отбывать наказание или его часть. В перечне таких категорий теперь находятся и совершившие преступления участники АТО.
На выполнение положений Закона «Об амнистии в 2016 году» отводится три месяца, и в течение этого времени, предположительно, осужденные должны быть освобождены. В 2015 году ВР не был принят аналогичный закон, хотя его проект рассматривался и находился в работе практически до конца года. Но как от него, так и от вступившего в силу Закона «Об амнистии в 2014 году» закон 2016 года достаточно заметно отличается.
Основным нововведением являются положения ст. 2, которая относит к категориям лиц, на которых распространяется амнистия, тех, кто принимал участие в АТО. Несмотря на то, что подобные положения могут быть сочтены общественностью позитивными и получить широкую поддержку, можно обратить внимание на ряд нюансов, связанных с их применением.
Так, особенностью ст. 2 Закона «Об амнистии в 2016 году» (законопроекта №4255) является то, что амнистия для участников боевых действий и АТО не распространяется только на совершивших особо тяжкие преступления против жизни и здоровья. Большая часть других норм закона указывает, что не подлежат амнистии совершившие как особо тяжкие, так и тяжкие преступления. Это выделяет данную категорию подлежащих амнистии лиц в привилегированный статус.
В дополнение к этому, в данной норме речь идет не только об осужденных, но и об обвиняемых. Последняя особенность указывает на то, что закон об амнистии может быть применен и к лицам, которые не являются осужденными и не отбывают наказание. В такой формулировке можно усмотреть противоречие с положениями действующего Закона «О применении амнистии в Украине», в ст. 1 которого амнистия определяется как освобождение от отбывания наказания лиц, признанных виновными в совершении преступлений, или уголовные дела по которым рассмотрены, но приговоры не вступили в законную силу. Обвиняемым же по ст. 42 Уголовного процессуального кодекса Украины является лицо, обвинительный акт о котором был передан в суд. При этом его вина в совершении преступления на этой стадии судом не подтверждена.
В связи с этим остается открытым вопрос, будет ли закон применяться к лицам, по отношению к которым сейчас длится судебное разбирательство. К примеру, в деле Валентина Лихолита, по которому недавно имели место резонансные события в Печерском районном суде города Киева, или же к фигурантам дела об убийстве сотрудника СБУ Виктора Мандзика, которое не так давно рассматривалось в Приморском районном суде города Мариуполя. И возможно ли в принципе применить амнистию к лицу, которое не было признано судом виновным?
Следует обратить внимание и на то, что участие обвиняемого в антитеррористической операции или в боевых действиях уже принимается во внимание государственными структурами как смягчающее обстоятельство или основание для принятия решения о помиловании. Руководитель Департамента по вопросам помилования Администрации Президента Украины Александр Букалов сообщил, что комиссия при принятии решений о помиловании учитывает такие факты о личностях осужденных. Были ходатайства от лиц, которые принимали участие в АТО, но преступления, о которых шла речь, не касались пребывания их там, а также от волонтеров. Он отметил, что лица с подобными характеристиками в последнее время обращаются чаще, чем в прошлом году.
Тот факт, что обвиняемый или осужденный является участником АТО и имеет статус участника боевых действий, учитывается при принятии решений судами и, как правило, признается смягчающим обстоятельством. Вместе с тем есть и негативные примеры вроде дела №366/2351/15-к, в котором обвиняемый совершил преступление, относящееся к преступлениям против половой неприкосновенности, а суд вынес приговор с условным отбыванием наказания.
Впрочем, подводить итоги о том, как будет применяться Закон «Об амнистии в 2016 году», еще рано, учитывая, что нормативный акт еще должен быть подписан президентом Украины.
Подробнее об особенностях процедуры амнистии и о том, какие последствия она может иметь, читайте в статье «Закон об амнистии-2016: признание заслуг или путь к безнаказанности?».