Виктория Никитина,
«Судебно-юридическая газета»
На сайте Совета судей Украины опубликовано решение №42 от 9 июня 2016 года.
В Совет судей Украины с просьбой решить вопрос выплаты компенсации расходов, связанных с переездом в другую местность, обратились судьи Ковпаковского районного суда города Сумы Бычков И.Г., Труханова Л.М и Зорик М.В., судьи апелляционного суда Сумской области Околот Г.М., Ткачук С.С., которые в порядке, установленном Законом Украины «Об обеспечении права на справедливый суд», в связи с прекращением работы суда переведены на работу в другие суды того же уровня, расположенные в других регионах Украины.
Как следует из данного обращения, территориальным управлением Государственной судебной администрации Украины в Сумской области и Государственной судебной администрацией Украины отказано судьям в выплате компенсации расходов, связанных с их переводом в другой суд, по основаниям отсутствия в Законе Украины «О судоустройстве и статусе судей» норм, предусматривающих соответствующие выплаты.
В ответе Министерства социальной политики Украины на запрос Совета судей Украины также указано об отсутствии в Законе Украины «О судоустройстве и статусе судей» норм, предусматривающих выплату судьям компенсации расходов, связанных с переездом на работу в другую местность.
Обсудив информацию члена Совета судей Украины Татьяны Оленич и председателя Государственной судебной администрации Украины Зеновия Холоднюка, а также рассмотрев обращение судей Ковпаковского районного суда города Сумы и судей апелляционного суда Сумской области в соответствии со статьями 124, 131 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», Кодекса законов о труде Украины и Положением о Совете судей Украины, утвержденного решением X внеочередного съезда судей Украины 16 сентября 2010 года, Совет судей Украины решил:
1. Информацию о выплате судьям компенсации, связанной с переездом в другую местность, принять к сведению.
2. Поручить члену Совета судей Украины Татьяне Оленич доработать данный вопрос с учетом высказанных предложений.
Совет судей Украины считает необходимым обратить внимание на то, что в Законе Украины «О судоустройстве и статусе судей» не предусматривается порядок выплаты судьям, которые переведены на должность судьи в другой суд в случае реорганизации, ликвидации или прекращения работы суда, компенсации расходов, связанных с их переездом в другую местность.
Однако, общим законом, регулирующим трудовые отношения работников всех предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности в Украине, является Кодекс законов о труде Украины.
Так, в соответствии со ст. 5-1 КЗоТ государство гарантирует трудоспособным гражданам, постоянно проживающим на территории Украины, компенсацию материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность. Работники имеют право на возмещение расходов и получение других компенсаций в связи с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность.
По определению, которое содержится в ст. 32 КЗоТ, переводом работника считается также его перевод на работу на другое предприятие, в учреждение, организацию либо в другую местность.
Согласно п. 1 постановления Кабинета Министров Украины от 02.03.1998 года №255 «О гарантиях и компенсациях при переезде на работу в другую местность» другая местность конкретизируется как другой населенный пункт.
Статьями 75 и 82 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» устанавливается особый порядок перевода судей в пределах пятилетнего срока или судей, избранных бессрочно, на должности судей в другие суды того же уровня в случаях реорганизации, ликвидации или прекращения работы суда, что заключается в переводе судей в вышеуказанных случаях без проведения конкурса.
Учитывая, что в настоящее время причиной прекращения работы судов, расположенных на определенных территориях Донецкой и Луганской областей, является проведение на этих территориях антитеррористической операции, перевод судей из таких судов в другие суды связан с переездом в другую местность (другой населенный пункт).
Судьи, с учетом определенных ограничений и особенностей, присущих их статусу, являются субъектами трудовых прав и обязанностей, а потому, в случае отсутствия в специальном законе норм, регулирующих порядок компенсации расходов при переезде на работу в другую местность, должны применяться нормы общего закона, который регулирует трудовые правоотношения, поскольку Кодекс законов о труде Украины не содержит ограничений по распространению его положений на судей.
Совет судей Украины принимает во внимание, что исходя из содержания ч. 2 ст. 53 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», именно в случае реорганизации, ликвидации или прекращения работы суда не требуется согласие судьи на его перевод в другой суд.
ССУ отмечает, что компенсации, предусмотренной ст. 120 Кодекса законов о труде Украины, подлежат материальные расходы, связанные с переездом судей на работу в другую местность, только в случае перевода судей в другой суд в случаях реорганизации, ликвидации или прекращения работы суда, поскольку наступление таких обстоятельств не зависящих от воли судьи, в противовес переводу судей в порядке конкурса.
В п. 32 Рекомендации CM/Rec (2010) 12 Комитета Министров Совета Европы государствам - членам относительно судей: независимость, эффективность и обязанности, указано, что органы власти, которые отвечают за организацию и функционирование судебной системы, обязаны обеспечивать судьям условия, позволяющие им выполнять свою миссию и достигать эффективности, защищая и уважая независимость и беспристрастность судей.
В соответствии со ст. 148 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» Государственная судебная администрация является органом в системе судебной власти, осуществляющим организационное и финансовое обеспечение деятельности органов судебной власти в пределах полномочий, установленных законом.
В силу ст. 148 этого же Закона финансирование всех судов в Украине осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины, а функции главного распорядителя средств Государственного бюджета Украины по финансовому обеспечению деятельности местных, апелляционных судов общей юрисдикции осуществляет Государственная судебная администрация Украины. Также на Государственную судебную администрацию Украины возложены обязанности обеспечения надлежащих условий деятельности судов общей юрисдикции и представлять суды в отношениях с Кабинетом Министров Украины и Верховной Радой Украины при подготовке проекта закона о Государственном бюджете Украины на соответствующий год в пределах полномочий.
Кроме этого, с целью устранения спорных вопросов по возмещению расходов, связанных с переводом судей в другие суды того же уровня, в связи с чем судьи переезжают в другую местность, Совет судей Украины считает целесообразным предложить Государственной судебной администрации Украины обратиться к субъектам законодательной инициативы с предложением о внесении соответствующих изменений и дополнений в Закон Украины «о судоустройстве и статусе судей».