Наталья Мамченко,
«Судебно-юридическая газета»
В конце прошлой недели, 23 июня 2016 года, состоялось очередное заседание Совета по вопросам судебной реформы при Администрации Президента.
В этот раз на обсуждение был вынесен проект Закона «О Высшем совете правосудия», который необходимо будет принять в связи с внесением изменений в Конституцию в части правосудия.
Данный проект оказался в распоряжении «Судебно-юридической газеты».
Как известно, Высший совет правосудия будет состоять из 21 члена, из которых десять избирает съезд судей из числа судей или судей в отставке, двоих назначает президент, двоих избирает ВР, двоих — съезд адвокатов, двоих — всеукраинская конференция прокуроров, двоих — съезд представителей вузов и научных учреждений. Председатель ВСУ входит в ВСП по должности. Члены ВСП назначаются сроком на четыре года и не могут оставаться на должности больше двух сроков подряд. В случае, если из-за окончания полномочий члена ВСП он становится неполномочным, он продолжает выполнять свои полномочия до назначения другого лица или возобновления полномочности ВСП. Полномочным ВСП становится при условии избрания на должности не менее 15 членов, среди которых большинство составляют судьи (включая судей в отставке), и принятия ими присяги. Председатель ВСП избирается сроком на два года.
В целом требования к членам ВСП и порядок их избрания во многом совпадают с теми, которые установлены нынешней редакцией Закона «О Высшем совете юстиции». Впрочем, есть некоторые уточнения. В частности, на время осуществления адвокатом полномочий члена ВСП он должен приостановить адвокатскую деятельность и участие в органах адвокатского самоуправления (напомним, не так давно Высший административный суд Украины отказал в иске о признании неправомерным непроведения проверки относительно требований несовместимости члена ВСЮ и секретаря Совета адвокатов Павла Гречковского и обязательстве вынести решение о внесении на съезд адвокатов представления о прекращении его полномочий в полном объеме в связи с несовместимостью). Кроме этого, члены ВСП не могут относиться к политическим партиям, профсоюзам; принимать участие в любой политической деятельности; иметь любой представительский мандат.
Члены ВСЮ, назначенные до вступления в силу нового закона, обретают статус членов Высшего совета правосудия (эта норма «Переходных положений» тоже пока под вопросом) и осуществляют свои полномочия в течение срока, на который они были назначены, но не дольше, чем до 30 апреля 2019 года. Министр юстиции и Генпрокурор прекращают свои полномочия как члены ВСЮ со дня вступления в силу нового закона.
Немаловажный момент касается и обретения полномочности ВСП. Напомним, после Революции Достоинства было немало горячих моментов, касающихся избрания нового состава Высшего совета юстиции. В «Переходных положениях» нового закона прописан определенный «предохранитель»: если на день вступления в силу нового закона соответствующий субъект не назначил то количество членов ВСЮ, которое должен был назначить, то членов ВСП на соответствующие вакантные должности избирает съезд судей Украины в рамках определенного Конституцией количества членов ВСП, которые избираются съездом судей Украины.
Что касается размера вознаграждения члена ВСП, то он устанавливается в размере должностного оклада судьи Верховного Суда с коэффициентом 1,5 (что немало с учетом общего задекларированного повышения судейского вознаграждения). Размер вознаграждения члена ВСП, который является судьей, равняется сумме его судейского вознаграждения, если она превышает размер должностного оклада судьи ВСУ с коэффициентом 1,5. Однако, в «Переходных положениях» предлагается определить (снова спорная норма), что до 1 января 2017 года должностной оклад члена ВСП устанавливается в размере, определенном на день вступления в силу этого закона.
Подробнее о том, как будет работать новосозданный орган и какими полномочиями он будет наделен, читайте в статье ««О Высшем совете правосудия»: что предусмотрено новым проектом закона?».