Игорь Боголюбский,
«Судебно-юридическая газета»
3 июня 2016 года представители разных депутатских фракций — Андрей Кожемякин, Николай Паламарчук, Виктор Король, Виктор Развадовский, Юрий Мирошниченко, Артур Палатный и Владислав Бухарев — зарегистрировали в Верховной Раде законопроект №4778, которым предлагается изложить в новой редакции Закон «Об оперативно-розыскной деятельности».
Как поясняют инициаторы проекта, поднимается вопрос о том, что действующий закон об ОРД морально устарел.
Другой немаловажной причиной принятия нового закона депутаты называют несогласованность законодательства, которое регулирует оперативную и процессуальную деятельность, учитывая принятие нового УПК.
Из-за законодательной неурегулированности согласование и санкционирование оперативно-следственных мероприятий и негласных следственных действий требует длительного времени, что негативно влияет на их результативность и эффективность.
Еще большую актуальность упомянутые вопросы приобрели со вступлением в силу Законов «О Национальной полиции», «О Национальном антикоррупционном бюро Украины» и «О Государственном бюро расследований».
При этом действующий закон об ОРД не отвечает в полной мере требованиям практики Европейского суда по правам человека.
В итоге инициаторы считают внесение изменений в этот закон нецелесообразным и предлагают вместо этого принять новый нормативный акт.
Предусматривает проект исчерпывающий перечень оснований для проведения ОРД, а также приводит список подразделений, которым предоставляется право ею заниматься, причем он более соответствует действующему законодательству. В этот список включены СБУ, Национальная полиция Украины, Государственное бюро расследований, Государственная пограничная служба, Управление государственной охраны Украины, Государственная фискальная служба, Государственная пенитенциарная служба, разведывательный орган Министерства обороны Украины и Национальное антикоррупционное бюро Украины. При этом предлагается запретить проведение ОРД подразделениям других структур, а также общественным и частным организациям или лицам (как указано и в действующем законе).
Далее законопроект четко определяет непосредственно оперативно-розыскные мероприятия и порядок их совершения, а также требования к документальному оформлению. Так, в ст. 10 содержится перечень из 29 оперативно-розыскных мероприятий, и отдельным пунктом определено, что этот список может быть расширен только на основании закона. В ст. 11 для каждого упомянутого в проекте подразделения определены те мероприятия из перечисленных, которые он может осуществлять.
Третий раздел проекта №4778 посвящен оперативно-розыскному производству. Он включает определение стадий процесса, строки ведения оперативно-розыскных дел и их закрытия, а также правила использования полученных материалов. Нужно отметить, что в действующем законе об ОРД существенные элементы оперативно-розыскного производства хоть и были определены, но их структура была сформулирована нечетко. Новый проект вводит понятие «оперативно-розыскное производство», определяет стадии этого процесса и четко привязывает к каждой из них конкретные оперативно-розыскные мероприятия в пределах их перечня.
Подробнее об этом читайте в статье «Оперативно-розыскная деятельность: новые реалии требуют нового закона».