Проблемы с заработной платой работников аппарата: не опять, а снова

13:57, 26 мая 2016
Какой уважающий себя человек захочет работать с таким уровнем зарплаты и сверхнагрузкой, которая сейчас есть в судах? Наверное, таких найдется немного, а достойные кадры уже сегодня уходят.
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Яна Собко,
«Судебно-юридическая газета»

16 мая работники аппарата Шевченковского районного суда Киева обратились к Президенту Украины, председателю Верховной Рады, Премьер-министру и председателю Государственной судебной администрации с открытым письмом, в котором просят принять конкретные меры для разрешения ситуации в сфере начисления и выплаты заработной платы работникам аппарата суда с целью недопущения сужения содержания и объема гарантированного Конституцией права на достойную оплату труда. Напомним, в 2015 г. работники аппарата из разных судов Украины уже обращались с открытыми письмами и даже с исками относительно урегулирования финансового обеспечения. Тогда было около 200 коллективных обращений, пока вопрос не сдвинулся с мертвой точки.

Кабинет министров лишь 2 сентября 2015 г. принял постановление №644, которым привел в соответствие Схему должностных окладов руководящих работников и специалистов аппарата местных (общих, специализированных) судов. Это постановление вступило в силу 9.09.2015, но только с 1 января 2016 г. работникам аппарата судов начали полностью начислять должностные оклады в новых (повышенных) размерах в соответствии с ч. 2 ст. 147 Закона «О судоустройстве и статусе судей». Почему опять поднялся этот вопрос, и как можно решить ситуацию, узнавала «Судебно-юридическая газета».

Законодательная «проблема»

Как известно, 14 октября 2014 г. был принят Закон «О прокуратуре», который вступил в силу 26 октября 2014 г. П. 5 р. XII «Заключительные положения» этого Закона были внесены изменения в ч. 1 ст. 144 Закона «О судоустройстве и статусе судей» – она была дополнена вторым абзацем, согласно которому «размер должностного оклада работника аппарата суда, должность которого отнесена к шестой категории должностей госслужащих, устанавливается в размере 30% должностного оклада судьи местного суда. Должностные оклады работников аппарата суда, должности которых отнесены к каждой следующей категории должностей госслужащих, устанавливаются с коэффициентом 1,3 пропорционально должностным окладам работников аппарата суда, должности которых отнесены к предыдущей категории должностей государственных служащих».

При этом пп. 2 п. 13 р. XIII «Переходные положения» Закона «О прокуратуре» Кабмину было поручено в 2-месячный срок со дня, следующего за днем опубликования этого закона, внести на рассмотрение парламента предложения по приведению в соответствие с ним законодательных актов, в т. ч. с целью обеспечения увеличения расходов Госбюджета на оплату труда работников аппарата судов и установления им должностных окладов в размерах, не меньше предусмотренных Законом «О судоустройстве и статусе судей». Такое правовое регулирование означает, что с 26 октября 2014 г. в отношении работников аппарата судов было признано право на должностные оклады в новых (повышенных) размерах.

К большому сожалению, КМУ лишь 2 сентября 2015 г. принял постановление №644, которым в новой редакции приложения 47 постановления №268 была изложена Схема должностных окладов руководящих работников и специалистов аппарата местных (общих, специализированных) судов. Это постановление вступило в силу 9 сентября 2015 г., но только с 1 января с. г. работникам аппарата начали полностью начислять должностные оклады в новых (повышенных) размерах в соответствии с ч. 2 ст. 147 Закона «О судоустройстве и статусе судей» и приложением 47 к постановлению КМУ №268.

1 мая с. г. вступил в силу Закон «О государственной службе» №889-VIII от 10.12.2015, согласно которому исключен абз. 2 ч. 1 ст. 147 Закона «О судоустройстве и статусе судей» (в редакции Закона «Об обеспечении права на справедливый суд»), которым было регламентировано установление должностного оклада работника аппарата суда, должность которого отнесена к 6-й категории должностей государственных служащих, в размере 30% должностного оклада судьи местного суда, а должностные оклады работников аппарата, должности которых отнесены к каждой следующей категории, устанавливаются с коэффициентом 1,3 пропорционально должностным окладам работников, должности которых отнесены к предыдущей категории должностей государственных служащих.

Вместе с Законом «О государственной службе» вступило в силу постановление Кабмина №292 от 6.04.2016, которым утверждены схемы должностных окладов на должностях государственной службы по группам оплаты труда с учетом юрисдикции государственных органов и перечень должностей государственной службы, которые приравниваются к соответствующим группам оплаты труда. Согласно этому постановлению, размеры должностных окладов работников аппарата местных судов существенно сужаются по сравнению с должностными окладами руководящих работников и специалистов, установленными приложением 47 к постановлению КМУ №268 от 9.03.2006, которое до настоящего времени действует для государственных служащих аппарата судов, кроме помощников судей, председателей и заместителей председателей судов. В частности, должностной оклад руководителя аппарата местного суда, должность которого относится к 4-й группе оплаты труда, установлен в размере 4824 грн вместо 7250, заместителя руководителя аппарата, должность которого относится к 5-й группе оплаты труда – 3963 грн вместо 5800, главных специалистов, должности которых отнесены к 7-й группе оплаты труда – 2585 грн вместо 5800, старших секретарей суда, старшего судебного распорядителя, секретарей судебных заседаний, должности которых отнесены к 8-й группе оплаты труда – 2240 грн вместо 4350, консультантов, секретарей суда, судебных приставов, должности которых отнесены к 9-й группе оплаты труда – 1723 грн вместо 4350.

Работники аппарата Шевченковского райсуда считают, что возникшая ситуация противоречит здравому смыслу, ведь постановлением КМУ №292 должностной оклад руководителя аппарата суда определен ниже, чем подчиненного ему помощника судьи, оклад которого, в соответствии с постановлением КМУ №323 от 5.05.2016 составляет 5512 грн. При этом следует отметить, что объем обязанностей, ответственности и требований у руководителя аппарата суда значительно выше, чем у любого другого работника аппарата, в т. ч. помощника судьи, даже принимая во внимание важность и сложность работы последнего.

К чему приводит

По содержанию ст. 22 Конституции, государство должно воздерживаться от принятия каких-либо актов, которые приводили бы к отмене или сужению содержания и объема существующих прав и свобод граждан. Согласно ч. 3 ст. 51 закона о госслужбе, схема должностных окладов определяется КМУ ежегодно при подготовке проекта закона о Госбюджете на следующий год с учетом юрисдикции госорганов, а также исходя из того, что минимальный размер должностного оклада группы 1 в госорганах, юрисдикция которых распространяется на всю территорию Украины, составляет не более 7 минимальных размеров должностного оклада группы 9 в госорганах, юрисдикция которых распространяется на территорию одного или нескольких районов, городов областного значения.

Законом о госслужбе (ст. 50) определено, что государство обеспечивает достаточный уровень оплаты труда госслужащих. Как отмечается в обращении, сегодня ведется несправедливая и дискриминационная политика государства в отношении права на достойную заработную плату работников аппарата, которые в основном являются госслужащими, хотя от их квалифицированной и профессиональной работы зависит 80% надлежащей работы суда в целом. Их должностные оклады существенно уменьшаются и остаются на мизерном уровне.

Работники аппарата также указывают, что в сегодняшних реалиях (темпы углубления экономического кризиса, стремительный рост цен на коммунальные услуги и товары первой необходимости и т. д.) размер заработной платы работников аппарата суда, предложенный постановлением КМУ №292, не только не обеспечивает надлежащий уровень их жизни и противоречит требованиям времени, но и, самое главное, не соответствует тем объемам работы и ответственности, которые ложатся на плечи госслужащих, унижает их достоинство и сводит на нет все ожидания работников аппарата суда на должное отношение и оценку их труда.

Выход из ситуации

Как известно, 4 марта с. г. под №4180 в Верховной Раде зарегистрирован проект Закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования отдельных положений законодательства по вопросам судоустройства и статуса судей», в котором, помимо отдельных негативных для судебной власти моментов (см. «Реформа впопыхах» в №18 от 16.05.2016), есть и позитивы, касающиеся оплаты труда сотрудников аппарата. В частности, в предложенной редакции статьи Закона «О судоустройстве и статусе судей» указано, что размер должностного оклада работника аппарата суда, должность которого отнесена к низкой по условиям оплаты труда должности госслужбы, устанавливается в размере 0,3 должностного оклада судьи соответствующего суда. Размер должностного оклада работника аппарата, должность которого отнесена к высшей по условиям оплаты труда должности госслужбы, устанавливается в размере 1,2 должностного оклада судьи местного суда. Размер должностных окладов других работников в аппарате суда увеличивается на соответствующий коэффициент пропорционально должностным окладам работников таких же судов, должности которых отнесены к предыдущей по условиям оплаты труда должности государственной службы.

По мнению авторов открытого письма, при принятии указанного законопроекта размеры должностных окладов работников аппарата суда обеспечат уровень оплаты их труда, достаточный для профессионального выполнения должностных обязанностей, поощрят их к результативной, эффективной, добропорядочной и инициативной работе.

Низкий уровень заработной платы и высокие требования к кандидатам на должности государственных служащих не мотивируют к устройству на вакантные должности работников аппарата суда. А достойная заработная плата – не только залог надлежащего уровня судебной деятельности, но и стабильные отчисления из бюджета для формирования социальных фондов и обеспечения социальной защиты населения.

Требования или просьба о помощи?

В резолютивной части открытого письма работники аппарата с целью сохранения опытных кадров, достойной оценки труда высококвалифицированных специалистов в судебных учреждениях и предотвращения ухудшения качества работы судов из-за текучести кадров просят:

  • принять меры (помочь) по рассмотрению и принятию парламентом законопроекта №4180 в части утверждения новой редакции ст. 147 Закона «О судоустройстве и статусе судей»;
  • внести поправки, которыми исключить из п. 18 р. X и «Заключительных и переходных положений» Закона «О государственной службе» ссылки в части исключения абз. 2 ч. 1 ст. 147 Закона «О судоустройстве и статусе судей» (материальное, бытовое обеспечение и социальная защита работников судебной системы);
  • принять неотложные меры по закреплению законодательных гарантий надлежащей оплаты труда работников аппарата суда путем возвращения в действие ч. 2 ст. 147 Закона «О судоустройстве и статусе судей» и урегулирования оплаты труда работников аппарата местных судов постановлением КМУ №268 от 9.03.2006 вместо постановления КМУ №292 от 6 апреля 2016 г.

Обращения относительно окладов сотрудников аппарата суда поданы также от Червонозаводского районного суда Харькова, Краматорского городского суда Донецкой области, Харьковского апелляционного хозяйственного суда. Ожидается, что в течение этой недели будут направлены обращения и от сотрудников аппарата других судов, поскольку проблема касается всех.

Очевидно, что ситуация действительно критическая. Подобные шаги правительства вместо того, чтобы улучшать судебную систему, только усугубляют ситуацию. Это походит, скорее, на псевдореформы, направленные на то, чтобы до конца развалить и без того расшатанную судебную систему. Ведь, действительно, какой уважающий себя человек захочет работать с таким уровнем зарплаты и сверхнагрузкой, которая сейчас есть в судах? Наверное, таких найдется немного, а достойные кадры уже сегодня уходят.

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Денис Попков
    Денис Попков
    суддя Східного апеляційного господарського суду
  • Олена Радіонова
    Олена Радіонова
    суддя Східного апеляційного господарського суду
  • В'ячеслав Маринич
    В'ячеслав Маринич
    суддя Верховного Суду у Касаційному кримінальному суді