Яна Собко,
«Судебно-юридическая газета»
Одним из самых проблемных вопросов, с которыми столкнулась реформа прокуратуры, является вопрос ненадлежащего финансирования. Многие эксперты отмечают, что нельзя сделать качественную реформу без финансирования.
«Мы прекрасно понимаем, что построить дом без надлежащего финансирования невозможно», — отметил по данному поводу президент Первой правовой медиагруппы Святослав Пограничный.
С ним солидарны и многие другие эксперты, в т.ч. сотрудники прокуратуры.
К примеру, заместитель прокурора местной прокуратуры №10 Светлана Янчук отметила, что одна из основных проблем — это небольшая заработная плата прокурорских работников. «Парни и девушки довольно молодые. Объем работы действительно очень большой. Иногда приходится работать до поздней ночи, ведь в процессуальные строки нужно сделать то или иное действие. Поэтому, все очень перегружены, и часто ценные работники, проработав несколько лет, просто уходят», — отметила она.
Ее коллега, заместитель прокурора местной прокуратуры №6 Владимир Фурман подчеркнул, что нельзя набрать новых людей, переаттестовав их, но не изменить условия финансового обеспечения. «На данном этапе это негатив. Нужно уже завершить эти шаги и сделать так, чтобы не было дисбаланса в правоохранительной системе. Нагрузка должна быть сопоставима, а в новосозданных органах (например, Специальной антикоррупционной прокуратуре, Национальном антикоррупционном бюро – прим. ред.) она намного меньше, потому что они только начали деятельность, но условия, в которых мы работаем, кардинально отличаются. Это, конечно, несправедливо», — сказал он.
Как раз по поводу неравных условий прослеживается следующая картина. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 20 Закона «О Кабинете Министров Украины», КМУ организует финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности правоохранительных органов, социальную защиту работников и членов их семей. Но приходится констатировать, что КМУ, несмотря на имеющиеся договоренности, не обеспечил надлежащий уровень финансирования органов прокуратуры.
В этом вопросе несправедливым является выделение финансирования Специализированной антикоррупционной прокуратуры в отдельную программу, которая состоялась только за счет уменьшения средств, выделенных на бюджет органов прокуратуры в целом.
В 2016 году прокуроры местных и региональных прокуратур по сравнению с полицейскими на местах, детективами Национального антикоррупционного бюро поставлены в неравные условия и получают наименьшую месячную заработную плату.
Кроме этого, введенный в бюджете подход приводит к неравенству оплаты труда и в самой системе органов прокуратуры. Заработная плата прокурорам Специализированной антикоррупционной прокуратуры выплачивается в полном объеме в соответствии с требованиями нового Закона «О прокуратуре», а другим — в порядке и на условиях, определенных правительством, несмотря на требования ст. 81 данного Закона.
По словам и.о. Генпрокурора, финансовое обеспечение в органах прокуратуры остается на ненадлежащем уровне, из-за чего прокуроры увольняются — количество таких прокуроров достигло 130.
«Мы стараемся распределять те средства, которые есть, но нам выделено вполовину меньше средств на заработную плату, чем было предусмотрено по закону», — отметил он.
Более того, по его словам, уже есть иски, удовлетворенные судами, относительно ненадлежащей выплаты заработной платы в соответствии с Законом «О прокуратуре». Но Кабмин, к которому неоднократно обращалось руководство Генпрокуратуры, пока никак не реагирует на эту проблему, что приводит к негативным последствиям. Есть отделы в местных прокуратурах, где осталось 20% кадрового состава.
«Исходя из норм закона, мы не сможем принимать людей без конкурса и обучения в академии прокуратуры, что может занять целый год. А за этот год 20% работников в результате нагрузки могут просто уволиться, и будет некому поддерживать государственное обвинение», — подчеркнул Юрий Севрук.
Более подробно о том, как проходит процесс реформы правоохранительных органов и какие проблемы при этом возникают, читайте в статье «Реформа прокуратуры и МВД».