До 2010 г. в Украине существовали 15 военных судов – 2 апелляционных и 13 местных, которые были ликвидированы Указом Президента В. Януковича №900/2010 «О ликвидации военных апелляционных и военных местных судов» от 14.09.2010. Не последнюю роль в этой ликвидации сыграло мнение Венецианской комиссии, которая была против существования данного института в нашей стране.
На прошлой неделес. г. в Верховной Раде состоялся круглый стол на тему: «Введение института военных судов в Украине». Мероприятие собрало народных депутатов, представителей Главной военной прокуратуры Генеральной прокуратуры Украины, Министерства обороны, Мониторинговой миссии ОБСЕ, Совета национальной безопасности и обороны и, конечно же, представителей судейского корпуса. В процессе обсуждения приоритетным стал законопроект №2557 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно образования военных судов и отдельных организационных вопросов)», который был зарегистрирован народными депутатами Иваном Винником и Сергеем Пашинским (в авторский коллектив вошли также представители Администрации Президента). Несмотря на то, что данный законопроект вошел в Раду еще в апреле с. г., у парламентариев по сей день не хватило времени или желания поставить его на обсуждение в комитете, однако в ходе круглого стола его нормы вызвали живой интерес собравшихся.
Сторонники и противники новшества прокомментировали ситуацию для «Судебно-юридическая газета». Василий Нимченко, экс-судья военной коллегии Верховного Суда Украины, член Комитета ВР по вопросам правовой политики и правосудия: «Жизнь показала, что создание военных судов в 1993 г. имело рациональное зерно. Мы не можем закрывать глаза на то, что одна из самых больших стран в Европе находится в буферной зоне. Деятельность военных судов – это часть соблюдения воинского правопорядка и защита такой части населения, как военнослужащие – людей, деятельность которых связана с высоким риском для жизни и здоровья. Об этом должно заботиться каждое государство. Речь идет о сотнях тысяч людей – военнослужащих и членов их семей, если нарушаются их права, они должны возобновляться. Это не только борьба с военными преступлениями. Здесь надо сказать и о шпионаже, дезертирстве, терроризме. Это совместная работа военной прокуратуры, которая обнаруживает и предъявляет обвинение, и военного суда. Неотвратимость наказания – основная составляющая для соблюдения правопорядка».
Михаил Макарчук, секретарь дисциплинарной палаты ВККС, судья ВССУ:- «На сегодня в Высшую квалифкомиссию судей не поступали жалобы, связанные с затягиванием сроков рассмотрения дел по военным преступлениям. Поэтому не могу утверждать, что общие суды не справляются с этой работой. Тем более, в случае создания военных судов судопроизводство в них будет осуществляться по тем же нормам уголовного и уголовного процессуального законодательства, что и в общих судах. Выделять военные суды нецелесообразно. Оперативности это не добавит, потому что сначала необходимо будет создать суд, условия для его работы, обеспечить материалами и техникой. Общие суды действуют сейчас в т. ч. в зоне АТО, рассматривают и военные преступления, и административные правонарушения, совершенные военными. Дела относительно уклонения от мобилизации рассматриваются не только в зоне АТО, а на территории всей Украины. Я не вижу препятствий, чтобы общие суды выполняли задачи по рассмотрению уголовных дел, связанных с военными преступлениями».