На рассмотрении Верховной Рады находится законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования отдельных положений законодательства по вопросам судопроизводства», внесенный народным депутатом Русланом Князевичем («БПП») №2358. Как отмечает авторы, целью этого законопроекта является совершенствование процедуры, этапов и сроков первичного квалификационного оценивания судей с учетом особенностей практической реализации положений Закона «Об обеспечении права на справедливый суд» и решение вопроса пересмотра Верховным Судом Украины решений Высшего административного суда Украины относительно обжалования актов, действий или бездействия Высшей квалификационной комиссии судей Украины.
Также документ должен обеспечить одинаковое применение действующего законодательства для всех категорий лиц, претендующих на должность судьи, которые прошли соответствующие процедуры до вступления в силу Закона «Об обеспечении права на справедливый суд».
Так, до начала работы Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции, возникла необходимость доработать статьи Закона Украины "Об обеспечении права на справедливый суд" в части дополнения его положениями о порядке направления ВККС запросов по уточнению, в случае необходимости, информации в отношении судей , которые проходят квалификационное оценивание, а также права Комиссии останавливать процедуру проведения квалификационного оценивания, в том числе первичного, на время, необходимое для получения ответа, а по результатам квалификационного оценивания предложено предоставить право ВККС отстранять судью от выполнения обязанностей судьи до момента его завершения.
Кроме того, Законом Украины "Об обеспечении права на справедливый суд" не предусмотрены последствия отказа судьи от прохождения квалификационного оценивания, в связи с этим, доработаны положения статьи 84 Закона Украины "О судоустройстве и статусе судей", путем определения такого отказа как основания для внесения представления об увольнении судьи в связи с нарушением присяги.
Напомним, что в соответствии с пунктом 6 Заключительных и переходных положений Закона «Об обеспечении права на справедливый суд», Высшая квалификационная комиссия судей Украины обеспечивает проведение первичного квалификационного оценивания судей Верховного Суда Украины и высших специализированных судов - в течение 6 месяцев со дня вступления в силу Закона; судей апелляционных судов - в течение 2 лет со дня вступления в силу; судей, которые подали на момент вступления в силу Закона заявление об избрании судьей бессрочно, - в первую очередь, в соответствии с графиком, установленным ВКККС.
Однако, для реализации этого положения необходимо утвердить целый ряд подзаконных нормативно-правовых актов, подготовить и провести апробацию тестовых вопросов и практического задания, которые должны быть разработаны с учетом инстанционности и специализации.
Учитывая вышесказанное, срок, определенный законом для проведения первичного квалификационного оценивания судей высших специализированных судов, нуждается в пересмотре.
Реализация п. 7 Заключительных и переходных положений Закона в части осуществления первичного квалификационного оценивания судей квалификационной и дисциплинарной палатами ВККС путем формирования коллегий из 3 членов по принципу смешанного представительства каждой из палат ВККС на сегодня вызывает осложнения.
Так, по предварительным подсчетам, первичному квалификационному оцениванию в обязательном порядке подлежат более 9000 судей.
Поскольку в состав ВККС входит лишь 14 членов, проведение первичного квалификационного оценивания судей в сроки, определенные действующим Законом, приведет к перегрузке работы Комиссии и остановки ее текущей деятельности. Учитывая вышесказанное, законопроектом предлагается проводить первичное квалификационное оценивания судей коллегии из трех членов и привлечь к процедуре оценивания членов Высшего совета юстиции (с их согласия).
В связи с чем, предлагается предоставить право ВККС временно отстранять судью от выполнения обязанностей при осуществлении первичного квалификационного оценивания до момента его завершения и предоставления заключения, установленного законом.
Кроме того, есть необходимость определить особенности прохождения первичного квалификационного оценивания судьями, которые на сегодня являются членами Высшей квалификационной комиссии судей Украины или Высшего совета юстиции, а также уточнить момент составления ими первичного квалификационного оценивания после прекращения их полномочий.
В настоящее время возникла необходимость на законодательном уровне решить вопрос дальнейшего участия кандидатов на должность судьи впервые, находящихся в резерве или тех, кто получил рекомендации ВККС согласно законодательству, действовавшему до вступления в силу Закона «Об обеспечении права на справедливый суд» в процедурах их назначения на должность судьи. В связи с этим предлагается закрепить за данной категорией кандидатов на должность судьи возможность участвовать в конкурсе на занятие вакантных должностей судьи после сдачи ими квалификационного экзамена.
Остается нерешенным и вопрос пересмотра Верховным Судом Украины решений Высшего административного суда Украины относительно обжалования актов, действий или бездействия Высшей квалификационной комиссии судей Украины, что создает препятствия для дальнейшего обжалования участниками судебного процесса в указанной категории дел и не соответствует решению Конституционного Суда Украины по делу о подсудности отдельных категорий административных дел от 29 августа 2012 № 16-рп / 2012.
Итак, законопроектом предусмотрено:
- увеличение срока проведения первичного квалификационного оценивания для судей Верховного Суда Украины и высших специализированных судов;
- привлечение к участию в коллегиях Высшей квалификационной комиссии судей Украины членов Высшего совета юстиции Украины (по согласию);
- предоставление права Высшей квалификационной комиссии судей обращаться с запросами для получения дополнительной информации о содержании судейского досье и останавливать процедуру проведения квалификационного оценивания судьи, в отношении которого направлен запрос на период получения ответа;
- установление ответственности за непредоставление информации, а также за предоставление заведомо недостоверных сведений ВККС;
- определение отказа от прохождения квалификационного оценивания как основания для внесения ВККС представление об увольнении судьи в связи с нарушением присяги.
С целью обеспечения права на пересмотр Верховным Судом Украины решений Высшего административного суда Украины относительно обжалования актов, действий или бездействия Высшей квалификационной комиссии судей Украины, предлагаются соответствующие изменения в Кодекс административного судопроизводства Украины.