При Министерстве юстиции создана рабочая группа, которая займется доработкой закона "Об очищении власти". Об этом сказала директор Департамента по вопросам люстрации Министерства юстиции Татьяна Козаченко, сообщает пресс-служба Минюста.
"В рабочую группу входят представители парламента и фракций, а также члены общественных организаций. Кроме того работе комиссии существенно помогает Общественный совет по люстрации, созданный при Минюсте, а также Общественный люстрационный комитет", - отметила директор департамента.
По ее словам, в настоящее время идет активная работа и обсуждение возможных изменений, призванных усовершенствовать люстрационный закон.
"Среди возможных изменений - расширение круга лиц, которые должны пройти проверку. К существующему списку будет добавлена люстрационная проверка претендентов на выборные должности с последующим информированием граждан о результатах. Поскольку на заседании Венецианской комиссии было отмечено, что и в случае выборности должностей применение люстрационных процедур может быть не только корректным, но и уместным. Ведь в других странах люстрационные процедуры применялись даже к выборным должностям", - сообщила Т.Козаченко.
Кроме того, отметила она, среди возможных будущих изменений - предоставление большей независимости и расширение полномочий органа, который организует проведение проверок, а также согласование двух законов: Закона о восстановлении доверия к судебной власти в Украине и Закона об очищении власти.
В свою очередь, член Общественного совета по люстрации при Министерстве юстиции Карл Волох сообщил, что при подготовке изменений будет рассмотрено совершенствование порядка люстрации судей. Сейчас этот вопрос является предметом диалога с Верховным Судом Украины, который сделал конституционное представление относительно соответствия Основному Закону страны отдельных положений люстрационного закона.
"Мы услышали то рациональное зерно, которое есть в опасениях судей по справедливости применения к ним Закона об очищении власти", - отметил представитель Общественного совета.
Он также сообщил, что представители Венецианской комиссии хотели бы, чтобы люстрацией занимался отдельный независимый орган, который не подчинялся бы ни одной другой структуре. Что может стать основанием расширения полномочий и уточнения статуса Департамента по вопросам люстрации.
"Возможно, Департамент по вопросам люстрации станет апелляционной инстанцией при рассмотрении дел о люстрации. То есть сможет отменять решение первой инстанции, например, министерства или прокуратуры", - отметил Карл Волох.
Еще одним направлением совершенствования является возможность возвращения военных специалистов на свои должности.
"Учитывая военное положение, надо предоставить возможность возвращать на работу людей, которые по формальным признакам является уволенными, но являются ценными для обороноспособности страны", - сказал член общественного совета.
Татьяна Козаченко также сообщила, что в настоящее время в реестр люстрированных уже внесены 374 человека, и эта цифра постепенно растет. Однако, по ее словам, многие чиновники пытаются оспорить свои увольнения. Сейчас в судах находятся около 170 подобных дел.
При этом более половины обжалований сделали работники прокуратуры. 10% обжалований поступили от работников налоговой и фискальной службы, около 7% - от работников МВД. Остальные - обжалование увольнений работниками СБУ и представителями других органов.
"Более 100 дел рассматриваются в Киеве. В Черкасской и Львовской областях - по 9 дел. В Черниговской - 6 дел. В Херсонской и Полтавской областях - по 5 дел. Днепропетровск, Запорожье, Харьков, Кировоград, Одесса и Черновцы имеют по 4 дела. Житомирская, Киевская, Николаевская и Ровненская области - по 2 дела. Еще по одному делу рассматривают в Сумской и Тернопольской областях", - отметила глава люстрационного департамента.
Она сообщила, что из всех дел только в двух удовлетворены требования истца о восстановлении в должности. Однако эти решения были обжалованы в порядке апелляции. А в большинстве дел производства остановлены до рассмотрения Конституционным судом вопроса о конституционности некоторых положений закона.