Определена десятка наиболее важных для предпринимателей событий текущей недели, исходя из вступления документов в силу, а также учитывая результаты работы госорганов.
1. Пакет антикоррупционных законов принят за основу
На внеочередном заседании 7 октября Верховная Рада в первом чтении приняла ряд законопроектов (инициированных Кабмином и Президентом), направленных на борьбу с коррупцией, многие нормы которых касаются и бизнеса. Так, законопроектом № 4284а об Антикоррупционной стратегии предлагается принять меры для устранения коррупционных предпосылок ведения бизнеса, для формирования нетолерантного отношения бизнеса к коррупции.
Важный проект - № 5114 относительно определения конечных выгодоприобретателей юридических лиц и публичных деятелей. Хозяйственный кодекс планируется дополнить статьей, которая обяжет все предприятия (кроме государственных и коммунальных) устанавливать своего конечного бенефициария, регулярно обновлять и хранить информацию о нем и предоставлять ее государственному регистратору. В первом чтении принят и проект № 5067 о новых стандартах борьбы с финансированием терроризма, которым предлагается комплексно усовершенствовать законодательство в сфере финансового мониторинга.
Также за основу принят проект об Антикоррупционном бюро; планируется создать Нацкомиссию по предотвращению коррупции. Все проекты ускоренно готовятся ко второму чтению, которое запланировано на заседание 14 октября.
2. Рада усовершенствовала налогообложение инвестиционной деятельности
Верховная Рада 7 октября принялаЗакон о внесении изменений в Налоговый кодекс относительно совершенствования налогообложения инвестиционной деятельности. Изменения внесены для обеспечения достаточной свободы сторон в определении условий соглашений о разделе продукции и устранены противоречия между нормами кодекса. В частности, внесены редакционные уточнения в определение понятия инвестора (оператора); введена возможность возложения прав и обязанностей относительно НДС на каждого инвестора и/или оператора. Также введена возможность отображения доли остатка отрицательного значения разницы между суммой налоговых обязательств и суммой налогового кредита, введены соответствующие механизмы.
3. Крымским предпринимателям - разъяснения от ГФС
ГФС разъяснила, что товары, которые соответствуют критериям полностью произведенных, достаточно переработанных или ввезенных на таможенную территорию Украины и выпущенных для свободного обращения в Крыму, считаются товарами происхождением из Украины и свободно перемещаются на другую территорию страны без применения пошлин. Это происходит при условии представления сертификата о происхождении товара из Украины. Такой сертификат выдается торгово-промышленными палатами на остальной территории Украины. Для подтверждения происхождения товаров, изготавливаемых в свободной экономической зоне «Крым», применяются сертификаты формы У-1.
В еще одном разъяснении говорится, что юридические лица (обособленные подразделения) и физические лица, которые имеют налоговый адрес (местонахождение/место жительства) на территории СЭЗ «Крым», для целей налогообложения приравниваются к нерезидентам. Таким образом, выполнение норм статьи 39 Налогового кодекса, касающихся трансфертного ценообразования, должно происходить с учетом норм Закона о СЭЗ «Крым».
Также ГФС рассказала, где проводится учет налогоплательщиков, зарегистрированных в Крыму: физлица могут обратиться в любое отделение ГФС, а юрлица и ФЛП - в Геническую ГНИ.
4. Уточнен срок подачи документов для получения акцизных марок
Кабинет Министров постановлением № 499 внес изменения в Положение о марках акцизного налога, уточнив, что документы на получение акцизных марок от производителей и импортеров алкогольных напитков и табачных изделий будут приниматься до 10 числа каждого месяца. При этом получить марки акцизного налога можно будет через 2 месяца.До 20 числа месяца, в котором подана заявка-расчет, покупатели марок смогут осуществить корректировку в сторону увеличения (но не более чем на 40%) количества и видов марок, для этого подается дополнительная предварительная заявка-расчет.Неиспользованные марки продавец может принять назад, при этом они могут быть повторно выданы продавцом марок по заявлению покупателю марок, который их вернул.
5. Правила перевозки грузов изменены
В Украине устанавливается максимальный вес транспортного средства в 40 тонн (вместо 38 тонн) при осуществлении грузовых автомобильных перевозок в соответствии с нормами Европейского Союза. Это предусмотрено постановлением № 1306. Увеличение предельного значения фактического веса транспортных средств с 38 тонн до 40 тонн включительно значительной степени будет способствовать уменьшению стоимости грузовых перевозок. Отметим, что правила проезда контейнеровозов остаются без изменений. фициальное опубликование документа и вступление в силу ожидается 14 октября.
6. Порядок электронного администрирования НДС вынесен на обсуждение
Разработан проект постановления Кабинета Министров об утверждении Порядка электронного администрирования НДС. Порядок определяет: - механизм открытия и закрытия счетов в системе электронного администрирования НДС; -особенности составления налоговых накладных и расчетов корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговым накладным в условиях действия системы электронного администрирования НДС; - механизм проведения расчетов с бюджетом с применением счетов в системе электронного администрирования НДС. Замечания и предложения к проекту принимаются в течение 1 месяца с даты его обнародования.
7. Налогоплательщикам напомнили о преимуществах электронного кабинета
ГФС в разъяснении напомнила, что электронный кабинет предоставляет возможность работать с органами фискальной службы дистанционно в режиме реального времени. С его помощью можно проверить отчет на наличие арифметических ошибок, сохранить форму отчета в режиме «Черновики» и использовать ее при создании следующих отчетов. Также кабинет предоставляет возможность импорта из бухгалтерских программ (например, 1-С) электронной отчетности, превращение ее в пакет документов с последующим направлением в органы фискальной службы. Через электронный кабинет можно получить квитанции о принятии органами фискальной службы направленного отчета в течение нескольких минут. Для работы в кабинете необходимо получить электронные цифровые подписи.
8. У юрлиц хотят отобрать право на бумажные лицензии
В законопроекте № 4743 «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» отсутствует норма об обязательствах органа лицензирования выдать по требованию лицензиата лицензию на бумажном носителе, а также заверенные копии лицензии на каждый филиал. «Это может вызвать практические затруднения в получении копий лицензий филиалами и другими обособленными подразделениями юридических лиц и сделать невозможным осуществление ими хозяйственной деятельности», - убеждены в НАБУ, которая обратилась в Комитет ВР по вопросам предпринимательства с предложениями сохранить указанную норму, а также указать, что фотокопия - это копия бумажного документа, изготовленная фотографическим путем, в том числе с применением копировальной техники. Комитет в своем письме уверил, что при подготовке проекта ко второму чтению данные предложения будут учтены.
9. НБУ не допустит на валютный аукцион подозрительные банки
В письме от 7 октября № 24-012/57359 НБУ объяснил участникам валютных аукционов некоторые нюансы проведения таких мероприятий. Регулятор напомнил, что банки, принимающие участие в аукционах, должны своевременно и в полном объеме перечислить деньги, подать заявки в электронной форме (которые должны соответствовать цели покупки иностранной валюты). Нацбанк оставляет за собой право осуществлять дополнительную проверку банков, а также контрактов клиентов, указанных в заявках на участие в аукционе. НБУ не будет допускать к участию в аукционе банки, подозреваемые в совершении попыток манипулирования на валютном рынке или в отношении которых установлены факты проведения клиентами деятельности по отмыванию доходов.
10. Украинские таможни не учитывают гарантии по книжкам МДП российским перевозчикам
ГФС в письме № 99-24/01-01-08/4555 рассказала, что национальное гарантийное объединение Российской Федерации (АСМАП РФ) не соответствует обязательным минимальным условиям и требованиям, определенным в Конвенции МДП. Это делает проблематичным и, в отдельных случаях, невозможным возмещение сумм обязательных таможенных платежей в госбюджет в случае недоставки товаров в таможни назначения, отметила ГФС. В связи с этим таможни с 0 часов 2 октября при представлении к таможенному оформлению книжек МДП российскими перевозчиками применяют только такие способы обеспечения уплаты таможенных платежей, как финансовые гарантии и обеспечение на условиях Конвенции о временном ввозе с применением книжки (карнета) А.Т.А. Такая мера считается временной до момента обеспечения АСМАП РФ всех предусмотренных Конвенцией МДП обязательных минимальных условий и требований.