Как известно, 20 июня с.г. состоялся Cъезд судей Украины, в ходе которого судья Высшего хозяйственного суда Украины Наталия Волковицкая, судья Высшего административного суда Украины Алексей Муравьев и судья Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел Михаил Вильгушинский были избраны новыми членами Высшего совета юстиции по судейское квоте. Однако, как оказалось после, возникшие процедурные вопросы, а точнее возможность двоякого трактования закона может помешать новым членам ВСЮ дойти до присяги. В свете того, что на данный момент работа конституционного органа фактически остановлена, манипуляции с непринятием присяги указанными новоизбранными членами, могут сыграть злую шутку и надолго оставить судебную систему без надлежащего контроля.
Cудья ВХСУ, председатель счетной комиссии Съезда судей Анатолий Полянский, комментируя ситуацию относительно оглашения результатов голосования и протокола счетной комиссии обратил внимание, что в протоколе зафиксировано, что судьи Наталия Волковицкая, Алексей Муравьев и Михаил Вильгушинский набрали больше голосов относительно других кандидатов на должности членов ВСЮ, и они считаются назначенными на должности. Чтобы они смогли приступить к работе в этом конституционном органе, не требуется никаких дополнительных решений Съезда судей Украины, в том числе и отдельного утверждения протокола.
Напомним, несмотря на то, что счетная комиссия огласила результаты выборов членов ВСЮ, вопрос об утверждении протокола с результатами не был поставлен на голосование, поскольку на тот момент в зале оставалось делегатов меньше, чем надо для полномочности съезда.
Как утверждает А. Полянский, самого протокола уже достаточно для того, чтобы подать документы на привeдение судей к присяге как членов ВСЮ и вступления в должности.
«Утверждение о необходимости принятия отдельного решения Съездом судей Украины для утверждения протокола комиссии вызывает не столько изумление, сколько абсурдность самой даже мысли, не говоря уже о ее юридическом наполнении. Вопрос назначения членов ВСЮ судьями регулируется двумя законами — «О судоустройстве и статусе судей» (ст. 126 надо руководствоваться в вопросах порядка созыва и ведения съезда, принятия решений, не урегулированных специальными законами) и «О Высшем совете юстиции» (статьей 10 в части принятия решений по вопросу назначения судей в состав ВСЮ Съездом судей Украины», — отмечает г-н Полянский. Он пояснил, что статья 10 Закона о ВСЮ, как специальная норма, применяемая к настоящим правоотношениям, не требует утверждения протокола счетной комиссии, равно как и принятия решения о назначении членов ВСЮ большинством голосов от количества присутствующих (зарегистрированных) делегатов съезда. Так, по его мнению, необходимо руководствоваться вторым предложением ч. 2 статьи 10 закона о ВСЮ, согласно которому, в случае, если голосование проводится по кандидатурам, количество которых превышает квоту для назначения на должности членов ВСЮ, назначенными считаются кандидаты, набравшие большинство голосов по сравнению с другими кандидатами.
Как известно, количество кандидатов в члены ВСЮ, согласно протоколу №4 счетной комиссии, превышало квоту. В связи с этим, констатации счетной комиссии результатов и оглашения их на Съезде вполне достаточно для того, чтобы с момента такого провозглашения избранные судьи считались членами ВСЮ и никакого отдельного утверждения оглашенного решения Съезда не предусмотрено. Однако, такой надуманный, абсолютно нелогичный подход о необходимости утвердить новым решением уже принятое решение Съезда, позволяет заблокировать реализацию волеизъявления судейского корпуса и лишь указывает на всплывшие спекулятивные интересы там, где никаких вопросов быть не может.
Как подытожил А. Полянский, для приобретения полномочий новыми членами ВСЮ достаточно, чтобы решение с объявленными результатами подсчета голосов подписали председательствующий и секретарь съезда, как того требует ч. 3 статьи 10 закона о ВСЮ.