Определили десятку наиболее важных для предпринимателей событий текущей недели, исходя из вступления документов в силу, а также учитывая результаты работы госорганов.
1. Вступило в силу решение об отмене таможенных пошлин на экспорт товаров из Украины в ЕС
22 апреля вступило в силу решение № 374/2014 Европарламента и Совета ЕС о сокращении и ликвидации таможенных пошлин на товары, производимые в Украине. Как заявлял премьер-министр Арсений Яценюк, Кабинет министров не будет распределять квоты на поставку товаров в Евросоюз. Указанные преференции начнут действовать в конце апреля, говорится в письме Миндоходов № 8950/7/99-99-24-02-08-17. Для определения происхождения товаров из Украины будут применяться правила происхождения товаров в соответствии с Регламентом ЕК № 2454/93, которым введено в действие имплементационные положения Таможенного кодекса ЕС. На период действия автономных тарифных преференций остаются преференции, которые применяются к товарам происхождением из Украины в рамках Генеральной системы преференций на основании сертификатов происхождения по форме «А», которые выдаются торгово-промышленными палатами Украины. Планируется, что действовать еврольготы будут до 1 ноября 2014 года.
2. Арестованное имущество начнут продавать через электронные торги
Приказ Минюста № 656/5, которым утвержден Временный порядок реализации арестованного имущества путем проведения электронных торгов, вступил в силу 22 апреля. В документе говорится, что с 1 мая 2014 года в Киеве, Винницкой, Днепропетровской и Львовской областях проведут эксперимент по внедрению реализации арестованного имущества путем проведения электронных торгов. Предусмотрено, что госисполнитель в срок не позднее 5 рабочих дней после окончания 10-дневного срока подачи возражений сторон исполнительного производства против определения стоимости (оценки) имущества (или в случае отсутствия таких возражений) готовит для проведения реализации имущества документы, предусмотренные Инструкцией по организации принудительного исполнения решений, и направляет их в соответствующее структурное подразделение главуправления юстиции. Для участия в электронных торгах участник проходит процедуру регистрации на веб-сайте, платит гарантийный взнос в размере 5 % от стартовой цены лота, подает заявку на участие и выполняет другие требования.
3. Укргосреестр разъяснил, кто выдает дубликаты удостоверенных нотариусом документов
Государственная регистрационная служба Украины предоставила разъяснение относительно некоторых вопросов, связанных с выдачей дубликатов документов, удостоверенных или выданных нотариусом, в случае утраты или порчи документа. Выдача дубликата утерянного или испорченного документа по заявлению физического или юридического лица осуществляется государственным нотариальным архивом. До передачи в архив экземпляров документов, удостоверенных или выданных нотариусом, дубликат утраченного документа выдается нотариусом. В соответствии с законодательством государственная регистрация прав на недвижимое имущество проводится на основании выданного дубликата документа, а не в связи с его выдачей.
4. Изменились реквизиты счетов Антимонопольного комитета
Антимонопольный комитет Украины сообщил о реквизитах счетов для зачисления средств в соответствии со ст. 34 Закона «О защите экономической конкуренции» (плата для возмещения расходов, связанных с рассмотрением заявлений): специальный регистрационный счет № 31251201101719 в Государственной казначейской службе Украины, МФО 820172, код Комитета 00032767. Указанные реквизиты счетов размещены на официальном веб-портале АМКУ в разделе «К вниманию субъектов хозяйствования».
5. Знаки препинания в налоговой накладной не свидетельствуют о нарушении написания в ней даты
В Миндоходов отмечают, что согласно Порядку заполнения налоговой накладной дата составления налоговой накладной заполняется цифрами, при этом точки, запятые и другие знаки препинания в дате выписки налоговой накладной не проставляются. Поскольку Порядок имеет четкие требования по заполнению даты выписки налоговой накладной, то другие даты, которые указываются в налоговой накладной, приложении 1 к налоговой накладной, расчете корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной, следует заполнять в аналогичном порядке без знаков препинания. При этом наличие или отсутствие точек, запятых или других разделительных знаков в графе 2 «Дата возникновения налогового обязательства» налоговой накладной не является основанием для определения нарушений в написании даты такой налоговой накладной.
6. Что делать, если работник заболел, а на предприятии еще не создана комиссия по соцстрахованию?
Если на новосозданном предприятии в течение месяца не назначено ни уполномоченного, ни комиссии по соцстрахованию, то руководитель предприятия несет за это ответственность и фактически берет на себя обязанности уполномоченного по социальному страхованию, поскольку вопросы трудовых отношений относится к компетенции руководства предприятия. Ключевым вопросом в этом случае является своевременность назначения материального обеспечения застрахованным лицам и соблюдения порядка использования средств Фонда соцстрахования по временной потере трудоспособности. Об этом говорится в письме Исполнительной дирекции Фонда соцстраха по временной потере трудоспособности.
7. Миндоходов разъяснило аспекты регистрации ФЛП как плательщика НДС
Новосозданное физическое лицо-предприниматель может выбрать ставку единого налога, которая предусматривает уплату налога на добавленную стоимость (третья группа - 3 %, пятая группа - 5 %), при условии регистрации лица плательщиком налога на добавленную стоимость. Об этом говорится в налоговой консультации Миндоходов. Если лицо не является плательщиком НДС в связи с тем, что объемы налогооблагаемых операций меньше 300 тыс. грн, но считает целесообразным добровольно зарегистрироваться как плательщик НДС, такая регистрация осуществляется по его заявлению. В случае добровольной регистрации лица плательщиком НДС регистрационное заявление подается не позднее чем за 20 календарных дней до начала налогового периода, с которого такие лица будут считаться плательщиками налога и иметь право на налоговый кредит и выписку налоговых накладных. В случае добровольной регистрации ФЛП могут указать в заявлении желательный день регистрации плательщиком НДС, который соответствует дате начала налогового периода (календарный месяц), с которого такие лица будут считаться плательщиками налога и иметь право на выписку налоговых накладных.
8. НБУ рассказал о покупке инвалюты на межбанковском валютном рынке по операциям МФО и их контрагентов
В письме № 29-213/17460 Нацбанк разъяснил порядок покупки иностранной валюты за гривни на межбанковском валютном рынке Украины по операциям международных финансовых организаций и их контрагентов. Отмечено, что на операции по покупке иностранной валюты категорией МФО, пользующихся соответствующими иммунитетами и привилегиями на основании международных договоров Украины, и их контрагентов (в части обязательств перед такими МФО) не распространяются требования подпункта 3 пункта 1 постановления № 172 относительно предыдущего учета банком в течение определенного срока на отдельном аналитическом счете балансового счета 2900 средств в гривнах, предназначенных для покупки инвалюты по поручению юрлиц и физлиц-предпринимателей, иностранных представительств (кроме официальных представительств).
9. Предлагается отменить обязательное нотариальное заверение ряда документов
В Верховной Раде 24 апреля обсуждался законопроект № 4582, которым предусмотрено расширение перечня случаев засвидетельствование верности копий (фотокопий) документов и выписок из них, подлинности подписи на документах не только нотариально, но и должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций. Согласно проекту такие должностные лица смогут, в частности, заверять подлинность копий лицензионных документов; учредительных документы, которые подтверждают право юрлица быть покупателем объекта приватизации; передаточного акта или разделительного баланса в деятельности кредитного союза и т.д.
10. Планируются изменения в применении национального знака соответствия
Госпредпринимательство поддержало проект постановления, которым предоставляется право производителям самостоятельно определять факторы, исключающие нанесение соответствующего знака непосредственно на изделие. Проектом предусматривается, что знак соответствия наносится на изделие или на этикетку, тару, упаковку, эксплуатационную и товаросопроводительную документацию в случае невозможности или неоправданности его нанесения непосредственно на изделие. Одновременно проектом постановления предлагается определить, что в случае подтверждения соответствия продукции уполномоченным органом по оценке соответствия рядом со знаком соответствия наносится идентификационный код этого органа согласно реестру назначенных органов по оценке соответствия, а не идентификационный номер этого органа согласно государственному реестру таких органов, как предусмотрено пока действующей редакцией Правил.