28 февраля вступил в силу Закон №769-VII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно отдельных вопросов судоустройства и статуса судей».
Согласно нововведениям, председатель местного суда, его заместитель, председатель апелляционного суда, его заместители, председатель высшего специализированного суда, его заместители назначаются на должности сроком на 5 лет из числа судей этого суда и увольняются с должностей Верховной Радой по представлению соответствующего совета судей.
Напомним, ранее, согласно принятому в 2010 г. Закону «О судоустройстве и статусе судей», полномочия по назначению судей на административные должности принадлежали Высшему совету юстиции. Однако так было не всегда. До судебной реформы 2010 г. по поводу того, кому должны принадлежать эти полномочия: Президенту, судейскому самоуправлению (т. е. Совету судей Украины) или ВСЮ, велись бурные споры. Причиной конфликта было несовершенство законодательства. В частности, состав ВСЮ, в котором судьи составляли меньшинство. Например, на то время член ВСЮ Василий Онопенко требовал большинства (15) судей от конституционного состава ВСЮ и оценивал существующий тогда состав Совета как политизированный). Состав нарушения присяги судьи и срок привлечения к ответственности на этом основании в законодательстве не были четко обозначены, что вызвало критику судей из-за правовой неопределенности. Велась борьба за право назначать судей на административные должности в судах. Дискуссионными вопросами были также участие прокуроров в составе ВСЮ и наличие у них права вносить предложения об увольнении судей, как и право ВСЮ рассматривать действия судей по делам, рассмотрение которых еще не завершено. Все эти факторы воспринимались судебной властью как давление на судей, посягательство на их независимость. Проблема усложнилась после 2007 г., когда решением Конституционного Суда были признаны неконституционными полномочия Президента о назначении и увольнении судей с админдолжностей.
Отметим, что Комитет Верховной Рады Украины по вопросам верховенства права и правосудия на своем заседании 25 февраля с. г. уже попробовал реализовать данные новым Законом полномочия относительно руководства Печерского районного суда Киева. Поводом для рассмотрения вопроса стало обращение Генерального прокурора Украины Олега Махницкого, который просил Комитет в пределах его новых полномочий рассмотреть вопрос об обеспечении выполнения Печерским райсудом своих функций в условиях невыполнения своих административных обязательств руководством Печерского райсуда, что препятствует производствам по уголовным делам.
Впрочем, вполне вероятно, что в дальнейшем парламент не будет выполнять полномочия по назначению руководства судов. Согласно тезисам, презентованным министром юстиции Украины Павлом Петренко на заседании Совета судей Украины 28 февраля, будет принят специальный закон относительно возвращения доверия к судебной системе. Согласно ему, председатели высших специализированных и апелляционных судов будут избираться по процедуре, аналогичной процедуре избрания председателя Верховного Суда Украины, т. е. коллективом суда, а не назначаться Высшим советом юстиции. Полномочия же по избранию руководства судов первой инстанции предлагается передать Совету судей Украины как органу, который в период между съездами судей возглавляет судейское самоуправление.