Правила дорожного движения, утвержденные Постановлением Кабинета Министров Украины от 10 октября 2001 года № 1306, устанавливают понятие дорожно-транспортного происшествия, под которым понимается — событие, которое произошло во время движения транспортного средства, вследствие которого погибли или ранены люди или причинен материальный ущерб. Любое ДТП влечет за собой юридические последствия: либо уголовная ответственность, либо административная.
Дорожно транспортное происшествие в условиях современной жизни не является редкостью. К сожалению, практически каждый водитель участвовал в дорожно транспортном происшествии. В таких ситуациях виновный доказывает свою невиновность, а пострадавший доказывает свою правоту и правомерность требования возмещения ущерба, компенсации морального вреда. На наш взгляд, в таких случаях наиболее значимым доказательством является экспертиза.
Понятие экспертизы ДТП можно определить как исследование обстоятельств случившегося, выполняемое специалистами, обладающими специализированными знаниями, с применением технических средств и научных методов. При расследовании и судебном рассмотрении дел, связанных с дорожно-транспортным происшествием, важное значение имеют доказательства, полученные при помочи экспертиз. Но главным моментом при ее назначении является выбор конкретного вида экспертизы, т.к. при ДТП, принимая во внимание характер дорожного происшествия, его последствия, а также другие обстоятельства, могут быть назначены несколько видов экспертиз.
Во-первых, это автотовароведческая и транспортно-товароведческая экспертизы. К числу основных задач выше указанной экспертизы принадлежат: определение рыночной стоимости колесных транспортных средств (далее - КТС), их составляющих, а также размера стоимости материального ущерба, причиненного собственнику или владельцу колесных транспортных средств, их составных вследствие повреждения последнего. Если при ДТП стоит вопрос возмещении ущерба, проведение автотовароведческой экспертизы является неизбежным, т. к. размер ущерба должен быть обоснованным и определить его можно путем проведения экспертизы.
Следующая, достаточно распространенная экспертиза, которая проводится при ДТП— автотехническая. На данную экспертизу возложены такие задачи как: установление неисправностей транспортного средства (ТС), которые угрожали безопасности движения, причин их образования и времени возникновения; установление механизма ДТП и его элементов; скорость движения, тормозной и остановочный путь, траектория движения; установление соответствия действий водителя ТС в данной дорожной ситуации техническим требованиям Правил дорожного движения, наличие у водителя технической возможности предотвратить происшествие, установление причинно-следственной связи между действиями водителя и ДТП. Перед автотехнической экспертизой могут быть поставлены и другие вопросы, решение которых связано и исследованием технического состояния ТС, дорожной обстановки и действий участников дорожного события.
Немаловажной является транспортно-трасологическая экспертиза, которая идентифицирует ТС по следам, оставленным им на месте происшествия, устанавливает тип и модель ТС; определяет взаимное размещение ТС в момент их столкновения; определяет место столкновения ТС и место наезда на препятствие (пешехода) и др.
Кроме перечисленных выше экспертиз, которые назначаются при ДТП, существует также экспертиза состояния дорог и дорожных условий на месте ДТП. Целью проведения этой экспертизы является определение соответствия технико-эксплуатационных, геометрических и технических показателей автомобильных дорог нормативно-техническим требованиям, а также соответствие работ по организации дорожного движения правилам безопасности движения.
Вид экспертизы, который будет назначен, определяется в каждой конкретной ситуации исходя из обстоятельств ДТП. Но нужно учитывать, что этот вопрос необходимо решить в кратчайшие сроки с целью максимального сохранения следов ДТП. На наш взгляд наиболее правильным было бы назначение комплексной экспертизы. Комплексной является экспертиза, которая проводится с применением специальных знаний разных отраслей науки, техники или других специальных знаний (разных направлений в пределах отрасли знаний) для решения одного общего (интеграционного) задания (вопроса).