Конституционный Суд Украины обнародовал решение по делу по конституционному обращению гражданина Артема Субботы об официальном толковании положений ч. 5 ст. 127 Конституции Украины в системной связи с ч. 3 этой статьи, ст. 65 Закона " О судоустройстве и статусе судей".
КСУ попросили растолковать могут ли требования к кандидатам на должность судьи устанавливаться иными нормативными правовыми актами, кроме Конституции и законов Украины, а также является ли перечень требований к кандидату, установленный ч. 3 ст. 127 Конституции и ч. 1, 2 ст. 64 Закона, исчерпывающим. Также г-н Суббота интересовался, могут ли определенные личные или нравственные качества кандидата послужить основанием для устранения его от участия в отборе кандидатов.
КСУ решил:
- ч. 3 ст. 127 Конституции в системной связи с п. 14 ч. 1 ст. 92 Основного Закона Украины следует понимать так, что исчерпывающий перечень требований к лицам, которые изъявили желание стать судьей, и к кандидатам на должность судьи устанавливается исключительно Конституцией и законами Украины.
- во время проведения отбора кандидатов на должность судьи, к ним предъявляются требования, предусмотренные ч. 3 ст. 127 Конституции, ч. 1, 2 ст. 64 Закона «О судоустройстве и статусе судей», положениями этого закона, в частности, ст. 70 относительно личных и моральных качеств кандидатов на должность судьи, оценка которых Высшей квалификационной комиссией судей Украины может быть основанием для отказа в предоставлении рекомендации о назначении кандидатов на должность судьи.
Согласно Закону кандидат должен пройти анонимное тестирование (экзамен) с целью выявления уровня его общих теоретических знаний, специальную проверку (ч. 1 ст. 68), специальную подготовку (ст. 69) и сдать квалификационный экзамен, который является аттестацией лица, прошедшего специальную подготовку и изъявившего желание быть рекомендованным для назначения на должность судьи, и заключается в выявлении надлежащих теоретических знаний и уровня профессиональной подготовки кандидата, степени его готовности осуществлять правосудие по вопросам юрисдикции соответствующего суда, а также личных и моральных качеств кандидата (ст.70). Статья 70 Закона корреспондируется со ст. 55 этого Закона, которая предусматривает приобретение полномочий судьи лицом, впервые назначенным на эту должность, только после принятия присяги, согласно которой судья обязан соблюдать морально-этические принципы поведения судьи, не совершать действий, которые порочат звание судьи и унижают авторитет судебной власти.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 67 Закона кандидат предоставляет ВККС письменное согласие на сбор, хранение и использование информации о кандидате с целью оценки его готовности к работе в должности судьи и проведения по нему специальной проверки. Так как согласно ч. 2, 3 ст. 68 Закона организации и граждане имеют право подавать в Комиссию информацию о кандидатах, а Комиссия уполномочена собирать информацию о кандидатах для проведения специальной проверки, то анализ ч. 2 ст. 70 Закона в системной связи со статьями 66, 68, 71, 91 этого Закона дает основания для вывода, что Закон связывает выявления личных и моральных качеств кандидатов с проведением отбора и их назначением на должность судьи впервые.
Конституционный Суд Украины считает, что эти полномочия Комиссии не ограничены сроками или стадиями прохождения кандидатом процедуры отбора и назначения на должность судьи, т.е. Комиссия уполномочена выявлять личные и моральные качества кандидата как при сдаче им квалификационного экзамена, так и в течение срока пребывания кандидата в резерве на замещение вакантных должностей судей, в том числе и при решении вопроса о рекомендации кандидата - победителя конкурса - на должности судьи.
"СУДЕБНО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА"