28 сентября в Киеве проходит конференция «Австрийская и украинская административная юстиция: сравнительные аспекты».
В конференции принимают участие: Эдит Целлер, президент Европейской ассоциации административных судей; Наталья Блаживская, вице-президент Всеукраинской ассоциации административных судей; Алексей Филатов, заместитель главы Администрации Президента Украины; Джеффри Эрлих, старший менеджер проектов координатора проектов ОБСЕ в Украине; Гермине Поппеллер, чрезвычайный и полномочный посол Австрийской Республики в Украине; Михаил Смокович, исполняющий обязанности председателя Высшего административного суда Украины; Игорь Бенедисюк, председатель Высшего совета правосудия; Николай Онищук, ректор Национальной школы судей Украины; Прилипко Сергей, член Высшей квалификационной комиссии судей Украины, Александр Пасенюк, президент Всеукраинской ассоциации административных судей; Зигфрид Кенигсхофер, президент Ассоциации австрийских административных судей; Даниил Гетманцев, президент Ассоциации налоговых советников, и Олег Рачук, президент Ассоциации адвокатов Украины.
На конференции представители судебной власти презентуют украинскую и австрийскую системы судебного контроля за административными актами с акцентом на процедурных аспектах административного судопроизводства. Кроме этого, запланирована презентация европейского опыта судейской добропорядочности и этики.
Участники мероприятия обсудят положение дел в Украине: судейская добропорядочность и этика.
Также судьи обсудят добропорядочность украинских судей на основе проведения конкурса на должности судей нового Верховного Суда.
Мероприятие завершилось подписанием Меморандума о взаимопонимании между Австрийской ассоциацией административных судей и Всеукраинской ассоциацией административных судей.
Член Общественного совета добропорядочности Сергей Варланов отметил, что в Украине существует три кодекса этики: судьи, адвоката и научного сотрудника.
«Четкого отпредения, что такое добропорядочность на законодательном уровне нет. Есть только несколько условий добропорядочности: материальные, и отчет за принятые судьей решения. При проведении проверки относительно кандидатов в Верховный Суд на добропорядочность, мы устанавливали, что судья не есть независимым и принимает решения, которые выгодны третьим лицам. Возникали и вопросы к имуществу и приватизации госжилья. Так, были разные случаи установления не добропорядочности судьи», — сообщил Сергей Варланов.
Наталья Блаживская затронула вопрос определения добропорядочности судей.
«Как мы понимаем добропорядочность? Сейчас в законодательстве предусмотрено такое понятие как «добропорядочность», которое раньше не было прописано в законе».
В законе «о судоустройстве и статусе судей» обозначено, что судья обязан подтвердить свою добропорядочность. И подтвердить происхождение своего имущества.
В законе «о ВСП» также есть пункты о добропорядочности. В кодексе этики, в ст. 3 указано, что судья должен вести себя таким образом, чтобы у общества складывалось впечатление о его добропорядочности.
«Судья должен вести себя таким образом, чтобы ни у кого даже мысли не возникало о его недобропорядочности. Представитель фемиды должен быть независимым и иметь надлежащий профессиональный уровень», — сказала Блаживская.
Эдит Целлер высказалась по поводу этики.
«Я велосипедист, но иногда я сама езжу по пешеходному переходу. Возникает вопрос, должна ли я брать самоотвод в делах, в которых я привлекаю к ответственности граждан, которые так же ездят по пешеходному тротуару на велосипеде?
Еще пример: шведские коллеги в июне имеют много праздников. И возникает вопрос: может ли такой судья на природе выпить алкоголь и появляться в таком виде в обществе? Поэтому я советую всем судьям учитывать специфику их работы, чтобы достойно выглядеть в обществе. Возникает вопрос: нужен ли судьям этический кодекс? Сейчас ведем дискуссию со шведскими коллегами по поводу письменного кодекса этики, ведь в устной форме он и так существует.
Судейская этика очень важна. Я советую судьям постоянно обсуждать содержание кодекса и совершенствовать его. К примеру, немцы не имеют письменного кодекса этики. Финны, к примеру, не имеют кодекса этики. В Люксембурге есть кодекс этики поведения судей. Более того, в Люксембурге все представители власти имеют такие кодексы. В Италии кодекс этики существует с 1994 года. Я советую судьям говорить открыто о своих проблемах со своими коллегами, советоваться и принимать решения, которые будут способствовать тому, чтобы выглядеть надлежащим образом в обществе», — заявила Эдит Целлер.
Кроме того, она добавила, что в комитете этики поведения судей должны быть именно судьи, которые непосредственно знают о проблемах судебной этики и могут совершенствовать содержание кодекса этики. И посоветовала придерживаться этики поведения, не зависимо от того, есть ли письменный кодекс этики или нет.
Председательствующий судья австрийского Верховного административного суда Мартин Келлер отметил, что у Австрии и Украины очень похожие процедуры административной юстиции.
Также он рассказал о системе Австрии более детально.
«У нас две инстанции в админюстиции. Есть суд первой инстанции и Высший административный суд. Есть и конкретный закон, который контролирует исполнение решений. Хочу обратить внимание на один момент в реформе в Украине. В момент создания административной юрисдикции нужно сразу четко определиться, какие именно дела будут рассматриваться в админюстиции. Также я обратил внимание на то, что споры с представителями государственных органов — самые сложные и имеют свою особенность. Поэтому к способу их решения нужно серьезно подходить и учитывать все особенности сторон процесса. О судах первой инстанции в Австрии: мы передали в суды первой инстанции дела, по которым можно сразу принимать решения по сути дела, к примеру, по таким делам, как получение рецензии или разрешения на эксплуатацию завода, другие похожие дела. Поэтому мы можем говорить о нашей системе как гибридной, которая отличается от немецкой или французской», — заявил Мартин Келлер.
Заведующий отдела представительства интересов Президента Украины в судах АП Виктор Короленко сообщил, что при работе над процессуальными кодексами использовался европейский опыт.
«Когда мы работали над новым Административным кодексом, мы очень детально изучали европейский опыт и старались максимально изъять из заграничного опыта для нашей страны как можно больше позитива. Изменения в наших процессуальных законах призваны усовершенствовать процесс и облегчить его ведение для судьи», — отметил Виктор Короленко.
Президент Ассоциации налоговых советников Даниил Гетманцев заявил, что Австрия — одна из первых стран, которая ввела админюстицию в мире.
«Верховенство права — основной принцип этой страны. Нам, безусловно, есть чему поучиться у наших европейских партнеров», — добавил он.
Михаил Смокович сообщил, что действующая в нашей стране система административного судопроизводства была принята еще в 2005 году.
Он акцентировал внимание, что система админсудов в нашей стране имеет четыре составляющие. Также М. Смокович рассказал иностранным коллегам о структуре и действии административных судов в нашей стране.
Он выделил такие новшества: досудебное урегулирование споров админюстиции и ввод типичных дел.
Член ВККС Сергей Прилипко отметил, что именно Австрия стала первопроходцем в создании системы административной юстиции. Решения админсудов Австрии являются показательными для всего мира. Также он отметил титанический труд по написанию проекта изменений в Административный кодекс.
Президент Всеукраинской ассоциации административных судей Александр Пасенюк сообщил, что украинская админюстиция намного младше австрийской.
«Мы пытались сделать похожую модель админюстиции, но парламент не поддержал нашу идею. У нас есть надежда, что эффективная работа админсуда позитивно отразится на правовом государстве в целом, в котором торжествует верховенство права. В установлении независимости судебной власти, доверия правосудия огромную роль играет институт административной юстиции. Поэтому мы надеемся, что с помощью наших зарубежных партнеров обязательно добьемся позитивных результатов», — заявил Пасенюк.
Как отметил президент Ассоциации австрийских административных судей Зигфрид Кенигсхофер, когда в 1993 г. создавалась Ассоциация австрийских административных судей, у них была цель проанализировать работу админсудей в Европе, стандарты, кодексы этики, процессуальные кодексы.
«Надеюсь, наша совместная работа будет способствовать общему пониманию европейских ценностей и стандартов», — сообщил Зигфрид Кенигсхофер.
И.о. главы Высшего административного суда Михаил Смокович отметил, знаковость того, что мероприятие проходит в преддверии 15-летия создания ВАСУ. Он подчеркнул, что работа административных судов направлена на защиту прав граждан. Также он подчеркнул, что позитивным является то, что именно украинское видение в некоторых категориях дел было взято за основу, в частности, обращения наблюдателей за избирательным процессом в админсуде. Кроме того, он позитивно оценил процессуальные кодексы.
Как отметил ректор Национальной школы судей Украины Николай Онищук, создание админюстиции почти 15 лет тому можно считать одним из главных условий для надлежащей защиты прав граждан.
Он подчеркнул, что значимость данного события колоссальная, ведь задача новшеств в админюстиции — надлежащая защита прав граждан.
«Мы усовершенствовали построение правовых отношений между гражданином и государством для защиты прав граждан. Также мы усовершенствовали доступ к профессии судьи админюстиции. Хотелось бы, чтобы на сегодняшней конференции мы обменялись опытом и сделали соответствующие выводы ради хороших результатов. Мы используем Европейскую практику и постоянно двигаемся вперед», — заявил Онищук.
Как отметила Чрезвычайный и полномочный посол Австрийской республики Гермине Поппеллер, ей очень приятно видеть, что судебная система Украины проходит глубокую полную реформу.
«Хотя, безусловно, это сложный процесс. Люди хотят иметь доверие к государству. Хорошо функционирующая система судов — это основа демократии. Админсуды следят за тем, чтобы административные процедуры выполнялись надлежащим образом. Административные судьи — это сторожевые для надлежащей администрации и управления государством. Как это делается в Австрии и других европейских странах, мы обсудим на этой конференции. Соглашение об ассоциации с ЕС действует как направление реформ и требует адаптации стандартов. Нам надо иметь общее понимание и общие ценности», — заявила Гермине Поппеллер.
Также посол была удивлена, как много коллег-австрийцев присутствуют на данном форуме.
«Мы признаем важность подхода к системе юстиции, а административная система правосудия — не одно из направлений ОБСЕ. Независимый суд — главная цель продвижения всех реформ в стране. Главная задача реформ — восстановление доверия к судебной системе всех граждан. Очень хорошо, что происходят такие мероприятия. Они позволяют поделиться опытом между нашими странами. Мы очень рады дать определенную поддержку и поделиться личным опытом. Хочу подчеркнуть, мы будем сотрудничать с Украиной. Мы поделимся своим опытом с Украиной и поможем всем, чем сможем, для независимости судебной системы», — добавил Джеффри Эрлих, старший менеджер проектов координатора проектов ОБСЕ в Украине.
Началась конференция «Австрийская и украинская административная юстиция: сравнительные аспекты».
Как отметила вице-президент Всеукраинской ассоциации административных судей Наталья Блаживская, именно осенью 2015 г., после визита президента Европейской ассоциации административных судей Эдит Целлер был поставлен вопрос о необходимости создания Всеукраинской ассоциации административных судей. И уже в марте 2016-го она была создана. Через 2 месяца новая ассоциация стала членом Европейской ассоциации административных судей.
«Мы начали диалог со всеми ветвями власти. Мы провели почти три десятка мероприятий. Хочу поблагодарить Эдит Целлер за то, что вы даете возможность нам проводить диалог. И это очень важно, чтобы мы все одинаково понимали европейские ценности. В Украине мы можем гордиться тем, что реформы были проведены в чрезвычайно короткие сроки», — подчеркнула Наталья Блаживская.
Заместитель главы Администрации Президента Украины Алексей Филатов поблагодарил организаторов данного мероприятия.
«Админсуды были созданы более 10 лет назад, и цель их создания одна — защита прав человека в спорах с государством. Европейское общество позитивно отнеслось к тем новшествам, которые мы ввели в админюстицию. Ждем принятия кодексов и изменений в Административный кодекс. Основные изменения: внедрение института типичных и образцовых дел, которые упростят процесс и многое другое. Основная задача — упростить работу административной юстиции и обеспечить надлежащую защиту прав граждан», — заявил Филатов.
Также он подметил, что суд должен реагировать соответственно на затягивание дел и другие факторы, которые мешают рассмотрению админдел. Надеемся, что процессуальное законодательство выведет административное судопроизводство на новый качественный уровень.
«Осталось дело за малым — проголосовать за изменения в законодательство. А от всех присутствующих в зале будет зависеть то, как оно будет применяться на практике», — добавил замглавы АПУ.