Яна Собко,
«Судебно-юридическая газета»
Наше издание уже неоднократно поднимало вопрос относительно давления на судей. Одним из последних случаев, который мы описывали, был инцидент с судьей Шевченковского райсуда города Киева, которая сообщила о вмешательстве в ее деятельность.
Однако, такие случаи — не единичны. Только с начала года зафиксированы 65 сообщений судей о вмешательстве в их деятельность по осуществлению правосудия.
«Судебно-юридическая газета» ознакомилась с подобными сообщениями служителей Фемиды.
Какие случаи имеют место?
Ознакомившись с реестром, можно отметить, что каждый случай носит индивидуальный характер. Но хотелось бы остановиться на фактах давления на судей, которые осуществлялись во время рассмотрения дел в судебном заседании, либо же имели место факты угроз и физического воздействия на судей.
К примеру, в одном из последних сообщений (датировано 23 марта) судья Киевского апелляционного хозяйственного суда Оксана Тищенко описывает следующий случай.
«Как при рассмотрении (в последнем составе суда: председательствующий Тищенко О.В., судьи Тарасенко Е.В., Гончаров С.А.) этого дела, так и после объявления (16.03.2017 года) судебного решения определенными лицами неоднократно, в связи с рассмотрением дела и объявлением мной постановления по вышеупомянутому делу:
• осуществлялось вмешательство в мою деятельность с целью воспрепятствовать осуществлению мной служебных обязанностей и добиться вынесения неправосудного решения;
• высказывались угрозы: убийства, насилия, уничтожения и повреждения моего имущества;
• умышленно повреждалось мое имущество.
Т.е. совершались уголовные преступления, предусмотренные статьями 376, 377 и З78 УК Украины», — указано в сообщении.
В обоснование данных слов судья приводит следующие аргументы:
«16.03.2017 года (последний день рассмотрения дела), примерно в 10:00, неизвестный снова звонил секретарю с такой же целью, после чего неизвестным способом проник в помещение суда (3-й этаж), куда вход посторонним лицам (кроме судей и работников суда) запрещен и пытался войти в мой служебный кабинет. Когда этот человек пытался попасть в мой кабинет, то мой помощник с секретарем вынуждены были закрыться в кабинете. Он дергал извне дверную ручку, пытаясь силой открыть дверь кабинета.
Этот человек был задержан сотрудниками суда (представился советником председателя Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел, предоставив поддельное служебное удостоверение) и был выведен из этого помещения.
20.03.2017 года, вечером, у подъезда моего дома меня ждали два неизвестных лица мужского пола, среднего возраста, которые пошли за мной и пытались догнать и войти в подъезд.
21.03.2017 года к моему дачному дому приехали неизвестные лица на автомобиле. Эти лица повредили забор, перелазили через забор к дому, громко высказывали угрозы убийства и насилия в мой адрес.
Кроме этого, этими лицами запускался беспилотный летательный аппарат над территорией дома. Эти факты могут подтвердить граждане, находившиеся в это время в доме.
Вечером в этот же день, примерно в 19:00, неизвестные лица на этом же автомобиле следили за мной и за моим ребенком, когда мы возвращались домой.
Все вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что группа лиц, прикрываясь так называемыми «активистами» (возможно, финансируются с помощью Российской Федерации), сознательно и системно преследуют меня в связи с осуществлением мной профессиональной деятельности судьи, оказывают на меня давление, постоянно угрожают убийством, насилием, уничтожением имущества, повреждают мое имущество.
При таких обстоятельствах есть основание считать, что эти лица могут реализовать свои угрозы, что не может не вызвать у меня опасений за свою жизнь, здоровье и имущество».
Давление изнутри или «профвыгорание»?
Еще один достаточно интересный случай — это сообщение судьи Южноукраинского городского суда Николаевской области Волковой Елены Ивановны о давлении, которое сама судья связывает с выступлением на XIV внеочередном Съезде судей Украины, который проходил 14-15 марта. Тогда она публично заявляла о давлении со стороны самой судебной системы и незаконном вмешательстве в работу автоматизированной системы документооборота суда.
Речь идет о попытке составить на судью админпротокол (относительно несвоевременного представления ежегодной декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства за 2015 год).
Хотя, как объясняет сама судья, 31 октября 2016 года ею была подана декларация, и данный вопрос рассматривался Национальным агентством по вопросам предотвращения коррупции, однако данным органом не было принято решение о привлечении ее к административной ответственности. Судья описывает следующие события:
«23 марта 2017 года, я, Волкова Елена Ивановна, судья Южноукраинского городского суда Николаевской области была произвольно задержана в своем служебном кабинете сотрудниками полиции и двумя гражданскими лицами, которые осуществляли видеосъемку.
Обращаю внимание, что четыре сотрудника УЗБ в Николаевской области находились в помещении суда в течение с 08:30 до 12:45 с целью зачтения протокола об административном правонарушении, чем фактически препятствовали осуществлению правосудия. Давили на меня, как на судью, блокировали мою работу. Дерзко демонстрировали свои преимущества: численностью сотрудников полиции против одной судьи, которой не предоставили права на защиту и на объяснения. Своими дерзкими противоправными действиями вмешались в работу судьи и суда. Все эти действия совершались в присутствии работников суда, посетителей, участников процесса, депутата городского совета, представителя СМИ. Работники полиции не обратились в администрацию суда по поводу своих действий, в свою очередь администрация суда не реагировала на это.
Они фактически своими действиями и поведением формировали определенное мнение о задержании судьи, совершившего преступление. При этом высказывались о том, что я сбегу и о том, что я задержана. Угрожали, что они сняли видеозапись и выложат ее в Интернет, а также вышлют ее в Совет судей.
Демонстрировали свое пренебрежение ко мне как судьи и как женщине, чем подрывали авторитет судебной ветви власти в целом, и унижали мою честь и достоинство, как человека.
Обращаю Ваше внимание, что действия сотрудников полиции предварительно согласованы с начальником ТУ ГСА в Николаевской области и председателем Южноукраинского городского суда Николаевской области, (который в настоящее время работает над докторской диссертацией и является тренером в НШСУ Украины, которому просто необходимый материал, который зафиксирован на видео сотрудниками полиции по поводу «профессионального выгорания судьи») (?!).
Также прошу обратить внимание на факт предоставления председателем суда моей характеристики сотрудникам полиции — без законных на то оснований и без моего согласия — вместе с моими персональными данными, которые они потребовали от администрации суда.
Связываю вышеуказанные действия с моим выступлением на XIV внеочередном Съезде судей Украины, который проходил 14-15 марта по поводу давления со стороны самой судебной системы и незаконного вмешательства в работу автоматизированной системы документооборота… И по поводу моих неоднократных обращений в Совет судей Украины, начальника ГСА Украины, начальника ТУ ГСА Николаевской области, которые толерантно к этому отнеслись…
Считаю, что давление, оказываемое на меня, как судью, связано с моей принципиальной позицией по уголовным делам №.... Дополнительно сообщаю, что за время моей работы, как судьи, на протяжении 13 лет мое имущество не увеличилось, о чем свидетельствуют декларации, предоставленные мной».
Отметим, что каждый случай вмешательства в деятельность судьи заслуживает внимания. Анализировать со стороны описанное в сообщениях очень сложно, т.к. там указана только точка зрения самих судей. Одним словом, остается надеяться, что уполномоченные органы всесторонне исследуют описанные факты и примут соответственные решения.
Решение Съезда судей Украины
На сегодняшний день уже обнародованы решения XIV внеочередного Съезда судей Украины.
В одном из них — «О состоянии правосудия и независимости судей в 2016 году» — речь идет о недопустимости нарушения гарантий независимости судебной власти.
Так, там указано: «2. Признать такими, что приводят к нарушению гарантий независимости судебной власти, ставят под сомнение утверждение принципа верховенства права в Украине и подрывают основы правопорядка в государстве, случаи воздействия, давления, вмешательства кого-либо в любой форме в осуществление правосудия судами и судьями, в частности, давление на судей со стороны правоохранительных органов путем регистрации уголовных производств и последующего длительного неосуществления по ним досудебного расследования, в т.ч. незаконные дисциплинарные и уголовные преследования, в частности, за заведомо неправосудные решения.
3. Считать недопустимыми и нарушающими Конституцию Украины, и такими, которые подрывают доверие к судебной власти и государственной власти в целом, случаи унижения авторитета судебной власти и дискредитации судей народными депутатами, должностными лицами органов государственной власти, беспочвенные публичные обвинения судов и судей в противоправной деятельности без указания конкретных фактов и имен.
5. Обратиться к президенту Украины как гаранту Конституции Украины, относительно обеспечения соблюдения органами государственной власти конституционных гарантий независимости судей.
6. Обратиться к председателю Верховной Рады Украины, премьер-министру Украины относительно соблюдения конституционных гарантий независимости судей органами и должностными лицами законодательной и исполнительной власти.
9. Обратиться к Государственной судебной администрации Украины относительно скорейшего рассмотрения вопроса о создании Службы судебной охраны для обеспечения надлежащего правопорядка и безопасности в органах и учреждениях системы правосудия.
12. Обратиться к гражданскому обществу, органам законодательной и исполнительной власти с призывом о партнерстве в построении авторитетной, эффективной судебной власти на основе Конституции Украины, взаимоуважения и доверия (конституционное партнерство) и в соответствии с международными стандартами о недопустимости неправомерного давления, влияния и вмешательства в осуществление правосудия».
Всего данный документ имеет 19 пунктов, почти каждый из которых — обращение к определенным уполномоченным органам и лицам. Однако, судьи давно жалуются, что деятельность органов судейского самоуправления сводится скорее к словесно-письменным обращениям, но реальной защиты и конкретных результатов этих обращений судьи не ощущают. Что ж, будем надеяться, что в скором времени ситуация изменится к лучшему.
Читайте также: ««Крик души» или просьба судей обратить внимание на кадровый голод в судах».
Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.