Яна Собко,
«Судебно-юридическая газета»
Наше издание год назад поднимало вопрос о судьях, которые во время боевых действий 2014 года, оставаясь верными присяге, переехали вместе со своими семьями из оккупированной территории на контролируемую украинской властью территорию (более подробно читайте в статье «Забытые в АТО», №4 (322), 3 стр., 1 февраля 2016 года).
«Судебно-юридическая газета» решила вновь поинтересоваться, какова дальнейшая судьба этих судей и изменилось ли в их жизни что-либо за прошедший год?
4 января 2017 года вступил в силу Закон Украины «О Высшем совете правосудия». С этого времени от данного органа зависит судьба и карьера каждого судьи в нашей стране.
С первых дней работы Высшим советом правосудия (ВСП) приоритетной задачей было определение первоочередного назначения на должности судей из неработающих судов, расположенных на территории проведения АТО. Однако, до сих пор эти судьи находятся в «подвешенном» состоянии. Более того, ВСП разослало им письма, из содержания которых усматривается возможность назначения судей только одновременно с рассмотрением вопроса о командировке. То есть для рассмотрения вопроса о бессрочном назначении, судьи должны обратиться в ВККС для решения вопроса о командировании, а это обращение можно написать, если судья согласен на одно из предложенных мест назначения. Если же ему не подходят такие варианты, то он не обращается за командированием и соответственно, не назначается бессрочно.
24 февраля 2017 года на сайте ВККС появились объявления о рассмотрении вопроса о внесении представления о командировании судей в иные суды того самого уровня и специализации для осуществления правосудия. При этом опубликован список из 13 судов небольших городов и райцентров, находящихся в самых разных уголках Украины.
Вот что говорит по этому поводу один из судей Луганской области: «Я женат, воспитываем 4-х детей. В связи с боевыми действиями на востоке Украины выехали с женой и детьми, оставили все имущество там. Касательно командирования, это предложение относится к судьям из Крыма и зоны АТО, которые до этого времени не трудоустроены. Мы советовались с женой, ехать ли мне одному на полгода… Когда поднимаются такие вопросы, нужно все же спрашивать мнение тех, кого это будет касаться, то есть судей. Сам я не поеду. Если ехать с детьми, то расходы на командировку рассчитаны на одного человека. Как решить вопрос со школой? Через 6 месяцев назад возвращаться? Если бы список судов был больше, можно было бы выбрать, их ведь намного больше, десятки, но выложили, почему-то эти 13. Если бы я жил, как раньше, в Луганской области, то при возможности откомандироваться на Закарпатье – почему нет? Выехал бы на полгода, поработал, потом вернулся. Что-то недоработано в этом вопросе».
Таким образом, Высший совет правосудия до сих пор не начал рассматривать материалы относительно назначения судей, переехавших с территории проведения АТО. Большинство этих судей оказались в крайне сложных условиях, ведь они оставили на оккупированной территории своих родных, близких, все свое имущество.
Переехав на мирную территорию, судьи из судов зоны АТО попытались адаптироваться и уже кое-как приспособиться к новым условиям жизни. Многие из них уже почти по три года, по не зависящим от них причинам, не осуществляют правосудие. И не смотря на обещания представителей власти и заявления ВСП, что назначение судей-«пятилеток» из судов зоны АТО будет первоочередным, этот вопрос не решается.
За всё время работы Высшим советом правосудия ни по одному судье-переселенцу из зоны АТО не рассмотрены материалы о внесении представления Президенту Украины о назначении на должность в местные суды неработающих судов Луганской и Донецкой областей. Из информации, размещённой на официальном сайте ВСП, усматривается, что в повестке дня её заседаний до середины марта 2017 рассмотрение материалов по указанным судьям также не предусмотрено.
С одной стороны важно учитывать огромную нагрузку на членов ВСП, ведь у них действительно еще много другой работы. Само собой, что судей, которые годами ожидают назначения, очень много, но остроты ситуации придает то обстоятельство, что речь идет именно о судьях из зоны АТО. Ведь эти судьи и так уже много чего пережили, а их будущее до сих пор остается неопределенным.
Согласно ст. 2 Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц», Украина гарантирует соблюдение прав и свобод таким лицам, принимает все возможные меры, предусмотренные Конституцией и законами Украины, международными договорами, по защите и соблюдению их прав и свобод, созданию условий для их интеграции по новому месту жительства в Украине.
В самом начале боевых действий все государственные органы централизовано и оперативно решили вопрос о выводе организаций и людей, в них работающих, с территорий, где проводились боевые действия, и трудоустроили их.
Однако большинство судей из судов, работа которых прекращена в связи с военными действиями, переехавшие с оккупированных территорий на территорию, подконтрольную украинской власти, так и остались нетрудоустроенными по причинам, от них независящим, хотя прилагали для этого максимальные усилия.
Например, одна из судей Луганской области по данному поводу отметила следующее: «Я являюсь внутренне перемещенным лицом, во время боевых действий самостоятельно выехала на мирную территорию Украины, оставив на оккупированной территории свое жилье и все имущество, при этом вместо своих вещей вывезла все дела, находившиеся в моем производстве, передала их в суд по установленной подсудности. Без чьей-либо помощи на мирной территории нашла жилье, с нуля обустраивала свой быт, при этом за социальной и иной материальной помощью к органам власти не обращалась. Надеясь на скорое бессрочное избрание, с последующим трудоустройством на мирной территории Украины (такую возможность сразу имели назначенные сроком на пять лет и избранные бессрочно коллеги), я неоднократно письменно обращалась в Верховную Раду Украины с просьбой бессрочного избрания. Также неоднократно обращалась к органам судебной власти, и даже к Уполномоченному по правам человека, с просьбой содействовать скорейшему бессрочному избранию, но безрезультатно. С нетерпением ждала принятия Закона Украины «О Высшем совете правосудия», на который возлагала огромные надежды и ожидания скорейшего рассмотрения материалов, поступивших из парламента в ВСП, по результатам рассмотрения которых прекратилась бы неопределенность в трудоустройстве и дальнейшей карьере, кочевой образ жизни и другие лишения и в конце концов, наступила бы хоть какая-то стабильность в жизни.
Я общаюсь со многими коллегами, переехавшими из оккупированной территории, и имевшими возможность перевестись, которые сейчас работают в судах в разных уголках Украины: ни одному из них, ни государство, ни органы судебной власти никоим образом реально не помогли ни в поисках жилья, ни в выделении средств на него. Они вынуждены находить и снимать жилье самостоятельно, за свой счет. Уверена, что такая же судьба ждет и меня, в случае моего согласия на командировку. По моему мнению, условие предоставления согласия на откомандирование, как основание для назначения на должность, является нарушением ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, поскольку в таком случае я буду лишена возможности на общение с родственниками и близкими».
Ее коллега из Донецкой области по данному вопросу отметил следующее. «Тут хотелось бы понять, как будет лучше для дела и для людей. Существуют два взгляда на решение этой проблемы. Первая точка зрения такова, что этих судей, как государственных людей, нужно отправить работать в суды с кадровым голодом, без учета мест их нынешнего проживания, возможно поставив бессрочное избрание в зависимость от их согласия на командирование. Объясняется это интересами государства и общества.
Вторая точка зрения такова, что при определении места командирования/перевода, нужно учитывать ряд обстоятельств. Ведь вынужденно покинув свои дома, они переехали в те населенные пункты, где у них была возможность за свой счет заново организовать свою жизнь, где, как правило, живут близкие и родственники. За эти годы, люди наладили в новых местах социальные связи: дети пошли в сады и школы, их супруги нашли себе постоянную работу и вряд ли смогу позволить себе поехать вместе с судьями. Естественно, на такую организацию жизни люди потратили все свои сбережения. Кто задумывался над тем, насколько болезненным будет сейчас еще один переезд в незнакомую местность? Как там будет работаться людям, которые опять переживут разрыв, на этот раз, с самыми близкими членами семьи? Выдержит ли их бюджет аренду еще одного жилья?
Говоря о пользе для дела, хотелось бы отметить, что судья должен обладать не только хорошими знаниями законодательства, но и жизненным опытом, решительностью и смелостью. Суды были последними плацдармами украинской власти на оккупированной территории. В то время, когда на улицах Донецка и Луганска уже убивали за украинский язык, судьи рассматривали дела и вносили решения именем Украины. Некоторые из них попадали под обстрелы, некоторых выводили из помещений под дулом автомата. Уверен, что теперь жизненного опыта и мудрости им не занимать, а запугать теперь их будет крайне сложно. Однако, нужны ли такие судьи государству»?
При этом судьи из зоны АТО опровергают мнение о том, что они метят в «центровые» суды. Да и не все живут в столице или областных центрах. Речь идет о переводах в суды, находящиеся на разумном расстоянии от их нынешних мест проживания, трудоустройство в которых не потребовало бы переезда. Ведь вакансии и огромная нагрузка сейчас есть практически в каждом суде. Они утверждают, что ими руководит лишь простое человеческое желание выполнять любимую работу и при этом не расставаться хотя бы с теми, кто покинул дом вместе с ними, а также материальная невозможность опять начинать жить заново.
Кроме всего прочего, судьи из судов зоны АТО выразили тревогу, что в скором времени могут остаться без судейского вознаграждения.
Дело в том, что пунктом 34 раздела ХII Заключительные и переходные положения Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» предусмотрено право судей, прикрепленных по решению ВККС Украины в другой суд, на получение должностного оклада за период со дня окончания срока такого прикрепления ко дню принятия ВККС Украины решения о его командировании. Такое право ограничивается шестимесячным сроком прикрепления в соответствующий суд, а именно до 31 марта 2017 года.
Судьи отмечают, что учитывая длительность процедуры решения вопроса о назначении на должность и командировании/переводе, с 1 апреля 2017 по независящим от них причинам могут остаться без судейского вознаграждения, которое является единственным средством их существования, учитывая установленные законодательством требования относительно несовместимости.
При этом большинство из них подчеркивают, что хотят получать вознаграждение именно за свой труд, в размере, предусмотренном ст. 135 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей».
Судьям, у которых на момент прекращения работы судов, расположенных на территории проведения АТО, закончился пятилетний срок полномочий, было отказано в переводе в другие суды того же уровня и специализации, расположенные на мирной территории Украины по основаниям окончания срока полномочий.
В то же время, их коллеги с полномочиями из таких же неработающих судов, имели возможность без конкурса быть переведенными в другие суды на мирной территории. При переводе данных судей были открыты все свободные вакансии по Украине и они имели возможность перевестись в тот населенный пункт где имели жилье, родных, близких и т.д. Одним словом, тогда учитывались все жизненные и личные обстоятельства при рассмотрении вопроса о переводе судей.
Примечательно также, что 21 мая 2015 г. парламентарии избрали бессрочно часть судей из работающих судов, расположенных на мирной территории Украины, и не посчитали нужным избрать бессрочно судей-переселенцев из зоны проведения АТО, документы которых поступили в парламент гораздо раньше.
Понимая сложность ситуации, сложившейся в некоторых судах Украины по вине других ветвей власти, руководствуясь интересами общества, судьи из зоны АТО не возражают работать в таких судах. Однако носители мантий справедливо задаются вопросом: «почему мы не можем быть переведены в суды, где существуют вакантные должности, в ту местность, где мы проживаем со времени переезда из оккупированной территории, где самостоятельно, без всякой помощи со стороны государства устроили свой быт и социально адаптировались?».
По информации о наличии вакантных должностей судей, размещённой на сайте ВККС Украины, в настоящее время в местных судах усматривается огромное количество недоукомплектованных судов, в том числе и в тех местах, где проживают судьи, переехавшие из оккупированных территорий.
Логично и целесообразно было бы назначить судей на должности в неработающие (де-юре не ликвидированные суды) и дать возможность перевестись, а не командироваться в суды, приближённые к той местности, в которой судьи и их семьи проживают, где они самостоятельно интегрировались и социально адаптировались. Ведь эта возможность предусмотрена также частью 3 статьи 82 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей».
При этом судьи продолжают оставаться патриотами и верят в свое государство, преданность которому доказали не на словах, а на деле.
Следите за самыми актуальными новостями в наших группах в Viber и Telegram.