Мария Дунай,
специально для
«Судебно-юридической газеты»
Свое дело – это хорошо, но если начинаешь его самостоятельно и без больших материальных и финансовых ресурсов, приходится быть одновременно и директором, и дизайнером, и бухгалтером, и юристом. И что самое главное, юридическими познаниями надо обладать уже на этапе регистрации юридического лица. Услуги юристов не так дешевы, поэтому «Судебно-юридическая газета» поинтересовалась, можно ли осуществить эти процессы самостоятельно, и насколько это дорого для нервной системы. Ведь известная пословица гласит, что скупой платит дважды. Авансом стоит отметить, что многое на этом поприще изменилось за последнее время. Вашему вниманию предлагается пошаговая инструкция.
Шаг 1: Решиться и определиться!
На стадии принятия решения о создании юридического лица определяют его наименование, организационно-правовую форму (например, ЧП), местоположение, размер уставного фонда, порядок формирования, распределения долей, руководителя предприятия и других должностных лиц, которые смогут представлять интересы юрлица без доверенности, систему налогообложения и виды деятельности.
По поводу видов деятельности надо серьезно задуматься, ведь при регистрации предприятия необходимо указать один основной, которым будет заниматься юрлицо, и пять дополнительных, чтобы впоследствии избежать процедуры перерегистрации. Изобретать велосипед не стоит – направления нужно выбрать из классификатора видов экономической деятельности.
С экономической стороны на этом этапе следует выбрать банк, с которым выгодно будет сотрудничать.
После того, как все определено и продумано, настает стадия составления, сбора и удостоверения документов.
Шаг 2: Составить и заверить!
По итогам предыдущей стадии оформляются уставные документы в зависимости от выбранной организационно-правовой формы:
Стоит отметить, что для регистрации частных предприятий из уставных документов необходим только устав, а для частных предпринимателей они не нужны вовсе.
Уставные документы должны быть составлены в письменной форме, прошиты, пронумерованы, подписаны учредителем/ями и нотариально заверены.
К составлению устава следует отнестись со всей серьезностью, ведь на основании этого документа юрлицо будет осуществлять свою деятельность. Традиционно структура этого документа следующая:
1. Общие положения.
2. Цель и задачи деятельности.
3. Функции.
4. Источники и использование средств. Имущество предприятия.
5. Управление.
6. Создание и использование фондов.
7. Членство. Права и обязанности.
8. Отчет, отчетность и контроль.
9. Производственно-хозяйственная, внешнеэкономическая деятельность.
10. Реорганизация и ликвидация.
Шаг 3: Обратиться к регистратору
Для государственной регистрации необходимо обратиться к государственному регистратору по местонахождению будущего юридического лица. Подать ему документы можно:
Казалось бы, проще всего подать документы в электронной форме, но для этого необходимо наличие электронной цифровой подписи.
В пакет документов, который нужно подать регистратору, входят:
Если документы подаются представителем, понадобится также документ, удостоверяющий его полномочия (например, доверенность). В зависимости от ситуации, могут понадобиться и дополнительные документы. Например, в случае создания юридического лица, учредителем/ями которого является иностранное юридическое лицо, нужен документ, подтверждающий регистрацию иностранного лица в стране его местонахождения (выписка из торгового, банковского, судебного реестра); в случае создания юридического лица в результате преобразования или слияния – экземпляр оригинала (нотариально заверенная копия) передаточного акта; в случае создания юридического лица в результате разделения или выделения – экземпляр оригинала (нотариально заверенная копия) распределительного баланса.
В зависимости от выбора заявителем системы налогообложения потребуется:
Они тоже подаются регистратору, так что обращаться в органы ДФС не нужно – разве что очень хочется. С Пенсионным фондом та же история – регистратор самостоятельно направляет ему уведомления о регистрации.
И напоследок еще одна приятная новость: административный сбор за регистрацию юридического лица не взимается.
Основные требования к оформлению документов для государственной регистрации:
- документы должны быть изложены на государственном языке и по желанию заявителя дополнительно на другом языке (кроме заявления о государственной регистрации);
- текст документов должен быть написан разборчиво (машинописью или от руки печатными буквами);
- документы не должны содержать подчисток или приписок, зачеркнутых слова и иных исправлений, не оговоренных в них, орфографических и арифметических ошибок, не должны заполняться карандашом, а также содержать повреждения, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание;
- документы в электронной форме должны быть оформлены в соответствии с требованиями, определенными законодательством;
- учредительный документ юридического лица, устав и положение должны содержать сведения, предусмотренные законодательством, и соответствовать законодательству.
Статистика и ЕГРПОУ
Ранее регистрация в органах статистики и получение соответствующей справки были обязательными составляющими послерегистрационных процедур. Сегодня страшное словосочетание «органы статистики» уже не должно пугать новоиспеченных юрлиц – в соответствии с положением о Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины, присвоение идентификационных кодов из реестра субъектам, на которых распространяется действие Закона «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей», осуществляется государственными регистраторами.
Что касается справки ЕГРПОУ, ее также получать уже не нужно – в 2013 г. постановление КМУ №749 от 29.06.2011 «О предоставлении органами государственной статистики платной административной услуги по выдаче справки из Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины» признано утратившим силу (постановление КМУ №842 от 21.11.2013).
Напомним, идентификационный код является обязательным для использования во всех видах отчетных и учетных документов юрлица и указывается на его печатях и штампах.
Шаг 4: Изготовление печати
Еще одна хорошая новость: с 21 февраля 2011 г. разрешения на изготовление печатей и штампов разрешительной системы МВД также были отменены. Хотя уголовную ответственность за подделку, сбыт или использование подделанных печатей и штампов никто не отменял (ст. 358 УК Украины). Поэтому заказывать и получать печати и штампы предпринимателей, предприятий, организаций и других учреждений имеет право только руководители этих структур или лица, действующие от имени предприятий по доверенности.
***
Как видим, процедура регистрации юридического лица стала значительна проще, особенно в контексте количества органов, которые необходимо посетить. Имея некоторую сноровку, ее вполне можно осилить самостоятельно.
В следующем номере «Судебно-юридической газеты» читайте о том, как прекратить юридическое лицо