Те, кто платил заработную плату, не скрывая фактических доходов, не получили никакого уменьшения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда...
Яна Собко,
«Судебно-юридическая газета»
Налоговая система Украины далеко не идеальная. Попытки провести качественную налоговую реформу до сих пор не увенчались успехом и были, к сожалению, скорее пародией, а не самой реформой. Для того, чтобы она действительно была качественной, по мнению специалистов, нужно исключить коррупцию, уменьшить налоговую нагрузку на заработную плату, восстановить доверие между государством и бизнесом, способствовать инвестициям, а также увеличить поступления в бюджет путем роста экономики, а не увеличения налогов. Бытует мнение, что под видом налоговой реформы нам предлагается новое увеличение ставок налогов. Так ли это на самом деле, и какие основные идеи реформирования налоговой системы, узнавала «Судебно-юридическая газета».
НДФЛ и ЕСВ – тень или легализация?
Подавляющее большинство реформ находятся сегодня в той стадии, когда значительная по объемам работа еще не привела к улучшению жизни людей и бизнеса. А налоговая реформа как раз та, которой больше всего ожидают в нашей стране. Если разобраться в проблемных вопросах, которые необходимо решить для качественного проведения налоговой реформы, на самом деле их очень много. Одним из таких вопросов является налогообложение доходов физических лиц и единый социальный взнос, а точнее, их размеры. Рассмотрим разные точки зрения налоговых реформаторов.
Коалиционное соглашение говорит об уменьшении фискальной нагрузки на фонд оплаты труда (ФОТ), в т. ч. размера единого социального взноса до 18% с применением предохранителя в виде обязательного сохранения размера начислений и отчислений с ФОТ в течение года и постепенного перераспределения фискальной нагрузки на ФОТ между работодателем и наемным лицом; обеспечения уплаты налога с доходов физических лиц исключительно по месту осуществления деятельности работника, с доходов которого этот налог платится.
В Программе деятельности КМУ идет речь о легализации заработной платы путем уменьшения нагрузки на фонд оплаты труда. План мероприятий по выполнению программы КМУ и Стратегии «Украина-2020» говорит об уменьшении налоговой нагрузки на заработную плату с целью ее детенизации, а также об усилении ответственности за выплату заработной платы «в конвертах» (разработка изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Украины) и об обеспечении уплаты налога с доходов физических лиц исключительно по месту осуществления деятельности работника, налог с доходов которого удерживается. Меморандум между Украиной и МВФ предлагает уменьшать размер единого социального взноса и поощрять вывод заработной платы из тени.
Комитет Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики определяет базовою ставку НДФЛ в размере 10% (действующая 15/20%); единую ставку ЕСВ в размере 20%; постепенное создание альтернативы упрощенной системе налогообложения в виде развития системы налогообложения доходов самозанятых лиц; минимальное количество отчетных форм и платежей (раз в год); либерализацию правил составления первичных документов и отсутствие фискальных проверок.
В целом наработок указанного Комитета ВР очень много. Некоторые эксперты называют предлагаемую им налоговою реформу очень либеральной. Например, член палаты налоговых консультантов Ольга Богданова отметила, что «если говорить о налоговой реформе Минфина, то в ее адрес поступило много критики. Комитет Верховной Рады работает над либеральной налоговой реформой, которая предусматривает существенное снижение ставок и самое главное – создание нормальных условий для общей системы налогообложения, в частности крупного бизнеса и физических лиц. Если говорить про крупный бизнес, можно сделать акцент на снижении ставок налога на прибыль до 15% и переходе на налогообложение распределенной прибыли. Это означает, что независимо от того, прибыль у вас или убыток, облагаться будет то, что вы вынимаете под дивиденды. Платят только большие компании, транснациональные – у них расходы будут приравнены к распределенной прибыли. Что касается среднего бизнеса, то это снова переход на распределенную прибыль, ставка 15% и поднятие для обязательной регистрации налогоплательщика НДС до 5 млн. Т. е. если у вас небольшой оборот, вы можете оставаться на общей системе налогообложения. Важным аспектом налоговой реформы является и снижение нагрузки на Фонд оплаты труда крупного и среднего бизнеса».
Реанимационный пакет реформ в вопросе налогообложение доходов физических лиц и единого социального взноса заявляет об уменьшении ставки до 18%. НДФЛ, по их мнению, нужно приблизить к единой ставке 15% и сделать компенсацию за счет детенизации налога на недвижимое имущество. По результатам данных предложений приняты законы:
• «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» от 28.12.2014;
• «О внесении изменений в раздел VIII «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» по уменьшению нагрузки на фонд оплаты труда» от 02.03.2015;
• «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по реформированию общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда» от 28.12.2014.
По мнению экспертов, снижение ставок ЕСВ в предлагаемом виде не способствует легализации доходов граждан. Все те, кто платил заработную плату, не скрывая фактических доходов, не получили никакого уменьшения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. А тем, кто платит только приемлемый минимум, введение понижающего коэффициента при выполнении условий для его применения не приносит никакой выгоды, только лишние расходы. А что касается работника, то ему с увеличенного (легального) дохода придется заплатить еще и налог на доходы физических лиц и военный сбор, и он получит на руки легальную зарплату, но в значительно меньшем объеме.
Изменения законодательства о взыскании единого социального взноса не снизило налоговое давление на бизнес. Фактическое количество объектов налогообложения при формальном уменьшении количества налогов не сократилось, и заработные платы остаются в тени. Однако сам старт процесса реформирования налогообложения доходов физических лиц является положительным. При этом снижение ЕСВ должно идти синхронно с объединением ЕСВ и НДФЛ. Снижение ставок должно касаться всех, в т. ч. начислений на фонд оплаты труда. Создание предпосылок для легализации доходов с помощью новых инструментов и уменьшения налоговой нагрузки, а также проведение реформы финансового рынка (в частности по негосударственному пенсионному обеспечению) должно стать приоритетом в данном вопросе. Также, по мнению специалистов, необходимо ввести жесткие санкции за неоформление договоров с работниками и усиление ответственности за невыплату заработной платы.
Налог на прибыль – упростить?
Комитет Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики в реформировании налога на прибыль предлагает снизить базовую ставку налога до 15% (действующая 18%), а также отменить авансовые взносы, введенные с 1 января 2013 г., механизм взимания которых не содержит экономического обоснования и не учитывает текущее финансовое состояние налогоплательщика. В результате приняты Законы «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» от 28.12.2014 и «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно особенностей уточнения налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и налогу на добавленную стоимость в случае применения налогового компромисса» от 25.12.2014.
По мнению экспертов, с одной стороны, декларируется упрощение учета, а с другой – остается отдельный налоговый учет необоротных активов, налоговые корректировки по которым приводят к увеличению налоговой нагрузки. Также введены две нормы, которые дублируют друг друга и фактически устанавливают новый объект проверок. Причем реализация этих норм осложнена отсутствием в органах фискальной службы квалифицированного персонала, несовершенной системой бухгалтерского учета и некачественными налоговыми разъяснениями относительно норм законодательства о бухгалтерском учете (особенно положений международных стандартов бухгалтерского учета).
В вопросе акцизного налога с розничных продаж Комитет ВР по вопросам налоговой и таможенной политики предлагает ввести электронные процедуры администрирования акцизного налога. Речь идет о введении акцизной накладной как обязательного электронного документа, который будет составляться при осуществлении всех операций по реализации горючего на внутреннем рынке. Это позволит предотвратить случаи реализации на АЗС неучтенных объемов топлива, с которых не уплачен акцизный налог, а также сократить доли теневого сектора рынка. Упоминается и о введении электронной акцизной марки для табачных и алкогольных изделий, и о постепенном увеличении ставок акцизов до уровня, предусмотренного соглашением с ЕС.
Реанимационный пакет реформ говорит о ликвидации акциза на автомобили. Да и акцизный налог с розничных продаж, по мнению специалистов, необходимо отменить, поскольку он негативно влияет на предпринимательскую деятельность и не соответствует европейским нормам.
Фискальные органы и сами предприниматели столкнулись с проблемой администрирования акциза розничной торговли, который, по сути, не взимается в магазинах без кассовых аппаратов. При этом торговцы, которые имеют кассовую технику, вынуждены работать в неравных условиях, продавать сигареты и алкоголь по более высокой цене с учетом 5% «наценки», поэтому введение данного акциза создает неравные условия торговли для мелких и крупных торговых предприятий и, соответственно, противоречит основным принципам системы налогообложения в Украине.
Кроме того, по мнению экспертов, проблемы возникают, когда акцизный налог с розничных продаж предусматривает двойное налогообложение. А отсутствие стратегии гармонизации ставок этого налога с европейскими стандартами приводит к поднятию ставок акциза и установлению новых налогов без надлежащего обоснования, что ухудшает бизнес-климат. В этом вопросе было бы приемлемо разработать график гармонизации акцизных ставок в соответствии с европейским законодательством в целях эффективного планирования бюджетных поступлений, а также отменить акцизный налог на розничную торговлю подакцизными товарами как несоответствующий Соглашению об ассоциации.
Цепная реакция
Налоговая реформа тесно связана с реформами в других сферах, в частности конституционной, административной, судебной, реформой государственной службы, пенсионной и др. Например, административная реформа и децентрализация предусматривают передачу части бюджетных полномочий местной власти, что будет создавать конкуренцию между регионами и влиять на эффективность взимания налогов. В контексте децентрализации также важна налоговая реформа, которая предусматривает, среди прочих мер, изменения в системе государственного управления и передачу властных полномочий и ответственности из центра на уровень органов местного самоуправления. Антикоррупционная и судебная реформы положительно повлияют на защиту прав бизнеса, который является важным индикатором для иностранных инвесторов. К сожалению, в 2015 г. все эти реформы проводятся не очень активно, что создает дополнительные препятствия для инвестирования в Украину.
Несовершенство судебной и правоохранительной систем, отсутствие четкой государственной программы борьбы с организованной преступностью, в т. ч. в экономической сфере, низкий уровень доверия населения к судебным и правоохранительным органам усугубляют ситуацию и создают дополнительные стимулы для ведения бизнеса «в тени». Еще одной проблемой является частая смена законодательного регулирования, что делает невозможным эффективное планирование бизнеса и способствует постоянному поиску путей его тенизации.
Налоговая реформа также тесно связана с пенсионной, предпосылки для осуществления которой возникли уже давно. Среди таких предпосылок можно назвать уменьшение количества налогоплательщиков в солидарной системе, рост налоговой нагрузки на работающих, большую разницу в размере пенсий, а также постоянный дефицит Пенсионного фонда. При этом дефицит ПФ компенсируется из государственного бюджета, а следовательно, эти средства приходится забирать из других статей расходов или собирать путем повышения налоговой нагрузки на налогоплательщиков. Отсутствие доверия бизнеса к государству и государства к бизнесу, высокая бюрократизация, несовершенное институциональное и законодательное обеспечение – это также немаловажные препятствия на пути к качественной налоговой реформе.
КОММЕНТАРИИ ЭКСКЛЮЗИВ
Богдан Санин, судья Окружного административного суда Киева
– К нам массово поступают дела относительно нерегистрации налоговых накладных в едином реестре налоговых накладных, а также дела по расторжению договоров о признании электронных документов. Данная проблема возникла в связи с тем, что согласно Кодексу предусмотрена только электронная отчетность, а не бумажная, как было раньше. Никуда не исчезает и категория так называемых бесспорных дел. Это типовые категории, которые можно выделить в налоговых спорах.
Налоговая реформа должна облегчить ведение бизнеса, это ее основная цель. Но на данный момент она обусловливает лишь какие-то преграды для того, чтобы в Украину заходили инвесторы, или чтобы человек был заинтересован в ведении своего бизнеса. Мы общаемся с бизнесом и понимаем, что перспектив нет. НДС-счета, которые введены, возможно, и являются предохранителем от «налоговых ям», но при этом отбирают оборотные средства у предприятий, что заставляет их искать кредиты или другие альтернативные пути, чтобы «заморозить» эти деньги. Это не развитие бизнеса, а наоборот. Я думаю, что глобальной налоговой реформы, к сожалению, не произошло.
Антон Поляничко, замначальника отдела обеспечения работы председателя Высшего административного суда Украины
– У нас пытаются сделать какую-то реформу, не осознавая глубинных проблем, которые эта реформа призвана решить. На самом деле причина в том, что есть несколько групп плательщиков налогов, и у каждой из них свои интересы. Эти интересы в какой-то мере должны быть отражены в налоговой реформе. На данный же момент четко не определено, какие есть группы, кто из них и за что будет платить. Налоговая реформа, которая проходит сейчас, не учитывает, с одной стороны, существование огромного теневого сектора, который будет работать по своим правилам, а с другой стороны, у нас есть транснациональные корпорации, которые платят часть налогов с украинского бизнеса, а основную прибыль получают за пределами Украины. Они могут позволить себе платить налоги даже в том объеме, который сейчас установлен. Возникает конфликт между этими платформами. Объединить их – это очень кропотливая работа, ведь здесь преобладает политика. Поэтому любая налоговая реформа, к сожалению, обречена.