Алексей Смашный,
«Судебно-юридическая газета»
Не так давно в Министерстве юстиции состоялась презентация тестового проекта системы электронных государственных закупок. Как отметили присутствующие представители Минюста, этот проект проходит впервые в истории госзакупок Украины.
Закон «Об осуществлении государственных закупок» №1197-VII от 10 апреля 2014 г. определяет основные понятия при совершении государственных закупок. В частности, в п. 3 ч. 1 его ст. 1 определено, что госзакупки – это приобретение товаров, работ или услуг в порядке, установленном этим законом. В п. 9 этой же статьи определяются заказчики – ими являются органы государственной власти и местного самоуправления, а также юрлица и их объединения, которые обеспечивают потребности государства или территориальной общины, если такая деятельность не совершается на промышленной или коммерческой основе, при наличии нескольких признаков.
Таким признаком может быть то, что юрлицо является получателем и уполномочено быть распорядителем бюджетных средств на осуществление мероприятий, предусмотренных программой в пределах такого финансирования. Еще один признак – что органы государственной власти или местного самоуправления или другие заказчики владеют большинством голосов в высшем органе управления юрлица, или же в уставном капитале юрлица государственная или коммунальная часть акций (долей, паев) превышает 50%.
Коррупция уничтожает госзакупки
В то время, как во всех европейских странах выстроена стабильная и прозрачная система государственных закупок, Украина только делает первые шаги в этом направлении. Так уж сложилось, что эта сфера всегда была у нас самой коррумпированной. Об уровне коррупции в этом секторе государственного управления говорил и министр юстиции Павел Петренко, который рассказал, что согласно официальным данным Службы безопасности Украины, приблизительно 75% государственных ассигнований в сфере госзакупок использовались с многочисленными нарушениями. «В результате этого только за 2013 г. ущерб составил приблизительно 150 млрд грн. Это 6–7% ВВП, которые оседали в карманах частных структур и нечистых на руку чиновников», – констатировал министр.
Эксперты утверждают, что самыми распространенными коррупционными механизмами остаются т. н. псевдоконкуренты и перечисление бюджетных средств за услуги, которые не предоставлялись. Первый вариант Антимонопольный комитет называет классическим жанром экономического заговора и самым распространенным способом махинаций с госзакупками. Псевдотендеры без конкурентов из года в год приносят государству многомилионные убытки, а предприятия, «выигрывающие» в них, сразу же попадают в «черный список» антимонопольщиков. На данный момент в этом списке уже находятся более 300 предприятий со всей Украины.
Широко распространена и практика, при которой предприятие принимает участие в процедурах госзакупок и выигрывает тендеры, заказчиком в которых выступает государственное предприятие. Руководство таких предприятий направляет часть полученных средств на счета субъекта предпринимательства с признаками фиктивности как оплату, например, за ремонт помещений, который фактически не выполнялся.
Реальные покупки в реальном времени
По мнению многих экспертов, единственным способом сломать и уничтожить действующую коррупционную систему закупок поможет внедрение электронных торгов, благодаря которым процесс должен стать прозрачным. Главным преимуществом данного нововведения станет отсутствие контакта чиновника и предпринимателя, который оказывает услуги или предоставляет товары.
Огромную помощь в реализации соответствующего проекта Министерству юстиции Украины оказали грузинские партнеры, которые сообщили на презентации, что украинскими ІТ-компаниями код для программы был написан всего за несколько месяцев. Структура системы, по словам разработчиков, очень современная и уникальная. Они говорят, что в мире используют моноплатформы и мультиплатформы, но в украинской системе присутствуют все их лучшие элементы. Будет работать и мобильная версия, чтобы предприниматели видели динамику торгов со своих телефонов. Центральная база данных будет принадлежать исключительно государству. Во время проведения электронных торгов все имена участников будут анонимны. Увидеть, кто принимал участие в тендере, можно будет только после окончания торгов, а в их ходе можно будет видеть только цены.
Процедура торгов выглядит следующим образом. На первом этапе заказчик выставляет условия о товаре и квалификации продавца. Информация о закупках поступает в систему. Далее пользователи через точки входа направляют свои предложения. Разработчики системы говорят, что торги проходят в едином модуле аукциона, и по их итогам побеждает участник, предложение которого соответствует условиям тендера, если он предложил самую низкую цену, отталкиваясь от суммы, выставленной государством.
Экономия средств
В Минюсте было продемонстрировано, как работает пилотный редукционный аукцион, на примере закупок при сегменте товаров до 10 тыс. грн, для которого законодательством не предусмотрено проведение тендеров. В реальном времени присутствующие смогли увидеть, как в ходе первого раунда стоимость лота снизилась с 9,5 до 7,3 тыс. грн, т. е. экономия составила 20% бюджетных средств. При этом разработчики уверяют, что низкая стоимость не повлияет на качество товара, поскольку перед началом торгов заказчик указывает минимальные требования и к товару, и к поставщику.
Как известно, сейчас в комитетах Верховной Рады Украины рассматривается законопроект об электронных торгах. Если он будет принят, уже совсем скоро Украина сможет работать по абсолютно новой системе. Не подлежит сомнению, что коррупция занимает едва ли не центральное место в вопросе государственных закупок именно из-за того, что сегодня такие закупки проводятся непрозрачно, а присутствующий человеческий фактор дает возможность «договариваться». И у тех, кто борется с этой системой, сегодня уже выстроилось четкое понимание, что в основе всех законодательных инициатив должно лежать обеспечение самого широкого доступа к госзакупкам – каждый, у кого есть товар или кто оказывает услуги, должен иметь возможность продать или оказать их.